Методология планирования — это совокупность принципов, подходов, способов организации и методов планирования для эффективного решения проблем. она определяется пониманием путей, средств и возможностей для достижения поставленных целей.
В современной методологии планирования центральное место занимает системный подход. использование его принципов выступает связующим звеном между методологией и организацией планирования. Эти две характеристики играют важную роль и должны быть заложены в систему, процесс и механизм планирования. планирование как область научного знания пронизывает всю управленческую деятельность и является междисциплинарным по своей природе.
Планирование как функция управления имеет свой объект и предмет исследования. Что касается объекта планирования, то процесс планирования применяется в различных социально-экономических системах (корпорациях, предприятиях, структурных звеньях). все эти системы могут выступать в качестве объекта планирования. Предметами планирования являются сама деятельность и отношения между объектами планирования и внешней средой.
В зарубежной и отечественной практике используются различные подходы к организации процесса планирования в иерархических системах управления. наибольшее распространение на практике получили три подхода к планированию с учетом иерархии: сверху вниз, снизу вверх и встречное планирование на основе сочетания первого и второго подходов.
Классический подход к организации процессов планирования (сверху вниз) гласит, что планирование — это удел руководителей высшего уровня управления (топ-менеджеров). однако современные подходы к управлению предполагают участие в этом процессе и других сотрудников предприятия (снизу вверх, встречное планирование).
Планирование становится действенным инструментом только тогда, когда работники активно вовлечены в его процесс, принимают непосредственное участие в постановке целей и разработке способов их достижения. правда, стоит отметить, что не существует универсальных процессов планирования, которые подходили бы всем без исключения организациям. Правильный выбор процесса планирования для конкретной организации зависит от множества факторов (размер организации, отрасль и т. д.).
Роль высшего руководства в планировании заключается в том, что оно должно проявлять интерес к процессу планирования, оказывать ему поддержку и участие. планирование должно начинаться и заканчиваться на вершине иерархии.
Топ-менеджмент должен определить общую схему планирования, принципы определения целей. руководители также несут полную ответственность за эффективность планирования.
Планирование должно соответствовать определенным требованиям (принципам). (см. табл. 1.1, 1.2).
Таблица 1.1. Принципы бизнес- планирования
Анализ основных функций бизнес-плана
Внутренние функции бизнес-планирования
При планировании бизнеса имеет такие внутренние функции:
1. Помогает определить минусы, не дающие предприятию правильно развиваться, которые в перспективе могут стать серьезными проблемами и в значительной мере оказывать сложности в работе компании.
2. Дает правильную целенаправленность конкретному виду бизнеса
3. Руководитель получает действенный инструмент для надлежащего контроля и управления, обеспечивающий достижение предприятием поставленных целей.
4. Является мощным инструментом самообучения во время его составления, а после того, как его будет реализовано, становится основой для сравнения фактических показателей с планируемыми.
Во время планирования бизнеса предприниматель получает теоретические знания, опыт и профессионализм.
Внешние функции бизнес-планирования
Бизнес-план имеет следующие внешние функции:
· Наличие правильно составленного плана – это основное требование современного рынка.
· Компания преподносит себя в «лучшем свете», рассказывает потенциальным клиентам о своей работе.
· Привлекает инвесторов для создания или развития бизнеса (кредитование, инвестиции, партнерство).
Анализ внешних условий помогает изучить современный рынок, насколько жизнедеятелен выпускаемый продукт, циклы деловой активности, проконтролировать цены и определиться с налогами.
Планирование подразумевает рассмотрение компании с разных позиций, проанализировать разные аспекты функционирования.
Настоящая схема актуальна для создания всех видов планов, включая тактические и оперативные.