Люди постарше, которые сейчас уже на пенсии, вспоминают происхождение слова мопед из времен СССР, как мото(цикл) с педалями (как Рига например), и иногда комментируют видео-обзоры мопедов типа Альфа, поправляя блоггеров, что дескать Альфа это не мопед, а мокик, то есть мотоцикл с кикстартером, без педалей, как, например, Карпаты. С их точки зрения, может быть, так оно и есть. Только мопеды с ДВС, имеющие педали, давно канули в лету, про них можно и не вспоминать, сейчас педали можно встретить разве что на электрических китайских скутерах и то они съемные и установлены разве что ради формального статуса велосипеда в Китае. Мокик тоже, по сути, чуждое для современности слово, поскольку почти все современные мотоциклы, за редким исключением разве что спортивных моделей, мопеды и скутеры с ДВС имеют и кикстартер и электростартер. С другой стороны согласно правил ГИБДД мопед это двух или трехколесное транспортное средство с объемом двигателя до 50 куб.см. и конструктивной скоростью до 50 км/ч (или с электрическим мотором от 250Вт до 4кВт, но этот вопрос мы рассмотрим в отдельной публикации). С этим нельзя не согласиться, правила есть правила, но в современной реальности все обстоит совсем по-другому.
Кто производит мопеды. Все новые мопеды, которые подходят для рынка РФ по своей цене и характеристикам, производит исключительно Китай. Да, по-прежнему можно купить японский скутер, которые тоже часто принято называть мопедами, но это технически совсем не одно и то же, точнее это вообще совершенно разные транспортные средства. Мопеды, сходные по конструкции с мопедом типа Альфа, со сходной рамой, трансмиссией (КПП), колесами, подвеской, посадкой, по прежнему производятся в Японии, но в России появляются в музейных объемах, они имеют пока чуждые для массового российского рынка характеристики (инжектор, или вообще электрический двигатель) и тем более цену. Также мопеды в понимании сходной с мопедом типа Альфа конструкции, производятся и в Индии, но опять же, продавать их на российском рынке никто не решается по понятным причинам – для российского рынка они не подходят опять же как минимум по своим техническим характеристикам, а также и по цене – можно увидеть сколько стоят самые простые индийские мотоциклы в России.
С каким именно транспортным средством чаще всего ассоциируется слово мопед ? Конечно с китайским мопедом типа Альфа. Сами основные производители мопедов в мире, китайцы, много лет использую для обозначения этого типа транспортных средств слово CUB, произошедшее от самого известного в мире мопеда – Хонда СуперКаб. Итак, в современном понимании этого слова такое транспортное средство как мопед конструктивно отличается от других видов мототехники, таких как например мотоцикл, скутер или питбайк, следующими признаками в совокупности:
- от скутеров мопеды отличаются наличием КПП (у скутеров всегда автоматическая трансмиссия - вариатор или электродвигатель)
- от питбайков мопеды отличаются как минимум тем, что при сходном по конструкции двигателе горизонтального типа, все передачи включаются вниз (у питбайков вверх), нижнее расположение электростартера (у питбайков – верхнее)
- от мотоциклов и питбайков мопеды отличаются более простой и дешевой подвеской. У мопедов сейчас всегда два амортизатора сзади, у питбайков сзади – моноамортизатор, как и у многих типов мотоциклов.
- от мотоциклов мопеды отличаются более легким весом – до 100 кг, и двигателем горизонтального типа
- также от мотоциклов, питбайков и скутеров мопеды отличаются конструкцией рамы, которая может быть штампованной, трубчатой или комбинированной, но она конструктивно предназначена именно для этого типа транспортных средств (CUB опять же).