«Россия управляется непосредственно Господом Богом», – заключил немец Х. Миних, ставший русским фельдмаршалом. К сожалению, для многих россиян этой части весьма лестного высказывания достаточно, но Миних продолжил: «Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует».
Историки и философы выделяют в развитии государства особые точки бифуркации – критические, переломные точки, при достижении которых система становится неустойчивой и возникает неопределённость в отношении её дальнейшего развития.
И если Господь ведёт Россию, то почему именно этим, корявым, таким трудным и бесчеловечным путём, посылая одну бесцветную личность во власть за другой?
Россия знает множество таких переломных моментов, когда судьба страны могла бы сложиться совершенно не так, как в реальности, причём в эти моменты, говорит Н.Н.Кожевников, доктор философских наук, профессор Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова, в «России всегда побеждала серость».
Одна из точек бифуркации – борьба за гегемонию в Северо-Восточной Руси Москвы и Твери в ХIV веке, закончившаяся погромом Твери, организованным Иваном Калитой, и убийством в Орде (по доносу Калиты) тверских князей Михаила, Александра и Федора, после чего первенство перешло к Москве, а Тверь, город книжников, мудрых монахов, гордых свободолюбивых князей, дельных ремесленников, зачах, подавленный московскими князьями, которых В.О. Ключевский охарактеризовал как замечательных «устойчивой посредственностью – не выше и не ниже среднего уровня».
Новая точка – 1497–1502 гг. – борьба за наследование российского престола в конце жизни Ивана III, когда царица-византийка Софья Палеолог сделала всё, чтобы трон достался не Ивану Молодому, сыну Ивана III от первого брака, энергичному, умному, талантливому воину (который неожиданно заболел и умер), а её сыну, ничем не блистающему Василию.
Следующий разлом государства – насильственная смерть Бориса Годунова и его сына в 1605 г., появление Лжедмитрия и последовавшая затем смута. Лжедмитрий пришёл к власти на волне народного движения, отменил смертную казнь, начал борьбу с взяточниками, впервые открыл границы страны на въезд и выезд, начал создавать систему народного просвещения, но был убит, а к власти пришёл тихий, бесцветный Михаил Романов, готовый жить «по любезной старине».
Очередная точка: 1682–1689 гг. – годы борьбы Петра со сводной сестрой Софьей Алексеевной и её фаворитом Василием Голицыным, которые давно осознали необходимость реформ, поэтому в правление Софьи были проведены военная и налоговая реформы, развивалась промышленность, поощрялась торговля с иностранными государствами. Голицын привозил в Россию иностранных мастеров, известных учителей и искусников, поощрял внедрение в стране иностранного промышленного опыта.
Да, Пётр стал делать то же самое, но он построил военно-фискальное государство, сломал единство общества, оторвал дворян от народа, заложив неразрешимые противоречия, которые привели к попыткам изменить ситуацию – восстание декабристов и победа большевиков были очередными точками бифуркации, которые поворачивали движение страны в очередной тупик.
Мысль о точках бифуркации позволяет вспомнить об альтернативных вариантах развитиястраны. Почему при любом переломном моменте в развитии страны Россия выбирала самый запутанный, сложный, а порой и тупиковый путь?
И если именно Господь ведёт Россию, то почему именно этим, корявым, таким трудным и бесчеловечным путём, посылая одну бесцветную личность во власть за другой?