Не думаю, что надо напоминать о существовании ОБТ Т-14 на платформе «Армата». Как его только не называют… Парадной машинкой, картонкой, танком предельных параметров, заменой пока актуальных ОБТ. Но есть нюансы, с которыми сложно спорить… Платформу «Армата» стабильной серией не производят, в массы она не попадёт, а проблемы с мотором не дают развернуть производство в полной мере. Кто-то из оптимистов наверняка отметит, что моторы семейства 2В-12 довели до ума. Если да, то почему их не пускают в массы?
История двигателя 2В
Вопрос замены двигателей семейства В-2 назрел ещё в 60-е годы, когда появилось первое техническое задание на будущий Т-64. Харьковчане сделали всё возможное, чтобы снизить массу машины, повысить её защиту от кумулятивных боеприпасов и сохранить мобильность на уровне хотя бы Т-55. Для решения последней задачи был создан мотор 5ТД, который оказался слишком сырым.
Из-за проблем с надёжностью и невозможностью освоить изделие на других заводах СССР, выпуск силовых агрегатов всего на одном заводе и недостаточные производственные мощности заставили форсировать и вернуть в строй уже известные агрегаты семейства В-2. Машиной, принявшей мотор, стал легендарный Т-72. С самого начала, Т-72 рассматривался не как танк предельных параметров, а как упрощённый Т-64, детали для которого можно будет освоить на множестве других предприятий, диверсифицировать логистику и в случае необходимости использовать детали, произведённые на других заводах.
Позже, в моторную гамму добавили газотурбинный силовой агрегат ГТД-1 100, который позже форсировали до 1 200 и 1 250 лошадиных сил. Мотор хоть и прожорлив в сравнении с коллегами, но более мощный, простой и довольно надёжный.
Однако, в Нижнем Тагиле ещё в 70-е годы велась разработка новой силовой установки, которую раньше в танкостроении никто не использовал – Х-образный двигатель. Ему присвоили индекс 2В. Двигатель получил многие детали от В-2 и даже испытывался в 80-е годы на Объекте 186 (Т-72 со сварной башней). Тогда были обнаружены первые проблемы – перегрев мотора в связи с малым объёмом моторно-трансмиссионного отделения, из-за чего установка достаточно мощной системы охлаждения оказалась невозможной. Всего было произведено три машины, а в 90-е годы, эксперимент повторили на Объекте 187. Последний был произведён в шести экземплярах, каждый из которых отличался орудием, формой брони и её наполнителем, а так же двигателем. Прорабатывалась возможность установки уже известно В-84, его форсированной версии, которой стал В-92, газотурбинного ГТД-1 250 и нового 2В-12.
Что не так с двигателем 2В?
За всё время разработки было два варианта – 2В-12 и 2В-16. По совокупности параметров и надёжности, первый оказался лучше и именного его стали дорабатывать. Так как в 80-е обнаружились проблемы с силовым агрегатом, а в 90-е годы был мощнейший экономический кризис, доработку отложили. Возобновить работу смогли только в середине нулевых, когда Объект 195 готовили к производству.
После закрытия проекта Объект 195, начались разработки другой машины – Объект 147, известный сейчас как Т-14 на платформе «Армата». От 2В-12 не отказались, однако надёжность оставляла желать лучшего. Избавиться от детских болячек получилось в 2018 году. Казалось бы – наладь производство и выпускай разные боевые машины на платформе «Армата»…
Проблема появилась откуда не ждали… Гражданское использование двигателя. Агрегаты семейства В-2 до сих пор остаются актуальными из-за их двойного назначения. Они применяются не только в танках, но и на гражданской технике. Тягачи, тракторы, машины для работы в заполярье и многое другое… То есть, производство В-2 было рентабельным не только для военной, но и гражданской сферы.
Из-за специфичной Х-образной схемы, двигатели 2В-12 практически невозможно использовать в технике гражданского назначения. Хотя, платформа «Армата» предназначается, в том числе, для гражданского использования, подобно Объекту 299. А если мотор нельзя обкатать массово (даже если это техника гражданского назначения), то пустить изделие в серийное и массовое производство будет просто не выгодно… Двигатель будет дорогим и в сравнении с условным В-92 никому не нужным.
Итог
Х-образные моторы 2В-12 довели до ума, но отсутствие реальных заказов, большая стоимость и узкая сфера применения не дают выйти силовому агрегату в массовое производство. Из-за этого откладывается производство машин на платформе «Армата» и от части по этому минобороны готово рассмотреть возможность вернуть в полноценное производство танки Т-80.