За свою жизнь я пересмотрела множество сказок и фэнтези-фильмов. А уж сколько их на свете снято – уууууух….Мир волшебного и неизведанного поистине меня увлекал. Однако из всего этого мирового многообразия не просто выделяется, а стоит особняком один фильм…
5 сентября 1983 года на экраны выходит фильм-сказка Александра Митты «Сказка странствий». Пусть в том фильме присутствуют и рыцари, и дракон, и магическая сила, да и вообще множество составляющих настоящей сказки, но отнести это произведение искусства к этому жанру кинематографа у меня не получается. Слишком уж тяжёлое послевкусие оставляет эта «сказка».
Если честно, то «Сказку странствий» я смотрела пару раз в детстве и точно запомнила лишь гнетущее тленное чувство после просмотра и то, что я, вне любых сомнений, посмотрела что-то удивительно-увлекательное. И вот буквально на днях я, наконец, решилась на повторный просмотр этой прекрасной сказки-притчи.
…Двое сирот – Марта и Май, брат и сестра. Они живут впроголодь, прося милостынь, хотя могли бы иметь горы золота, ведь они хранят один секрет – у Мая есть волшебная сила, благодаря которой он чувствует золото и может найти его в любой точке мира. Однако, чем ближе Май к золоту, тем нестерпимей боль он испытывает. О даре прознают плохие люди и похищают Мая. Марта с отчаянной самоотверженностью начинает его искать…
Образ Марты при просмотре постоянно навевал мне образ ещё одной самоотверженной девочки, готовой ради любви пройти сквозь огонь и воду, но спасти родную душу – Герды. Точно также, как Герда искала Кая, так и Марта идёт по следу Мая, несмотря ни на что, ни на какие препятствия на своём пути, будь то дракон или сама чума. Но каждый раз, когда она почти настигает похитителей, им удаётся улизнуть в последний момент. И справилась бы эта храбрая девочка одна, если бы на её пути ей не встретился немного флегматичный изобретатель Орландо в исполнении великолепного Андрея Миронова? Именно образ Орландо проходит красной нитью через весь фильм, становясь самым ярким пятном на этом необычном полотне странствий героев. Вначале он не хочет ни во что вмешиваться и ведёт себя достаточно отстранённо, и даже кажется, что ему на всё наплевать с высокой колокольни. Разумеется, на всё, кроме своих идей. Однако, как только Марте грозит опасность, он тут же бросается на помощь. Когда она собирается в одиночку пройти через дракона, чтобы найти брата, то Орландо, сначала отказавшийся идти на верную погибель, всё же идёт с ней. Когда его хватают и замуровывают в темнице, а Марта остаётся с ним, то он переживает совсем не о себе, а лишь о ней. И только благодаря этой заботе он смог построить «крылья», которые в итоге открыли им путь к свободе. А в городе, охваченном чумой, куда нельзя идти ни при каких условиях, он спасает не только Марту и двоих детей, оставшихся одних, а также и весь город, не надеющийся на спасение. Вот только рука Чумы уже успела коснуться нашего героя…
В этой философской сказке-притче Митта поднимает поистине интересный вопрос - а что важнее заложенные качества или обстоятельства, воспитывающие нас?
Ведь Май был хорошим, добрым мальчиком, когда жил с Мартой. Был всё таким же хорошим, пока Марта и Орландо искали его, а он искал золото для своих похитителей Горгона и Брутуса. Но когда Марта нашла его, уже взрослого Майя, то испытала жуткое разочарование. Май стал жестоким принцем, готовым загнать насмерть и отдать на растерзание собакам бедную крестьянскую девушку ради забавы и просто от скуки. Несомненно, на его становление повлияло влияние Горгона и отсутствие рядом сестры. Ведь как только Май встречает Марту, то в нём будто бы снова просыпается тот самый мальчишка, мечтавший найти золото, чтобы сестра не голодала.
И замок он разрушает именно от понимания того, в кого он превратился, кем он стал. Марта, как лакмусовая бумажка, проявила все глубинные переживания Майя, наверное, где-то в глубине души знавшего, что он такое. Как сказал Горгон Марте: «В нём живет моя душа». Как сказал сам Май: «Пусть всё провалится сквозь землю, та тюрьма, в которой я мучился столько лет. Всё равно я уже мёртвый! Моя душа давно сгорела и обуглилась!». Горгон целенаправленно взращивал в Мае жестокость и тщеславие, и душа Майя, та самая, добрая, почернела и истлела до тла. И в конце, когда Май очнулся, мы понимаем, что душа Майя уже не черна, она очистилась, ведь в нём теперь живёт душа Орландо.
Марта так долго искала брата, которого уже и не рада была найти, и так сожалела о потере Орландо, пожертвовавшего собой, но так и не увидевшего того, кого они так упорно искали, что происходит чудо, и Орландо возвращается к ней, но уже в Мае. Ведь Май – конец весны, начало лета, когда солнце согревает мир своими лучами особенно жадно.
А вы смотрели этот фильм? Как вам кажется, какой смысл заложен в эпизоде переселения души Орландо в Мая?