Найти в Дзене
ИндияСвами

Искусство индийского календаря: как увидеть женщину

Оглавление
«Дамаянти и Хамса», Раджа Рави Варма, 1899 год. Изображение: thevoiceoffashion.com
«Дамаянти и Хамса», Раджа Рави Варма, 1899 год. Изображение: thevoiceoffashion.com

На первый взгляд это может прозвучать необычно, но в Индии такой обыденный предмет как настенный календарь является чем-то вроде своеобразного ключа к одной из сфер изобразительного искусства. От богинь до супермоделей и кинозвезд — календари в Индии предлагают визуальную историю роли женщин в культурном духе времени.

Сегодня мы предлагаем вашему вниманию статью, посвященную этому культурному феномену.

Календарь как экран в прошлое

Календари, один из старейших видов массового искусства Индии, зародившийся в 19 веке, умело отражают культурный дух времени с колониальной эпохи до наших дней. Временами религиозное, временами патриотичное и амбициозное, но в то же время эротическое, чувственное и наполненное желанием календарное искусство всегда затрагивало моральный компас патриархального индийского общества.

Что больше всего поражает в этом виде искусств - так это женщины, появляющиеся на календарях — символы женственности и идеализированные прототипы индийского представления об идеальной женщине.

Задумываясь об этом, задаешься вопросом: были ли женщины объективированы в календарном искусстве? Ведь женщины — очень интригующая тема. Они загадочны. И талантливы. И, конечно, из них получаются великолепные музы.

Проблема, однако, в том, что женские тела на протяжении веков изображались мужским взглядом, а это означает, что мужчины определили, что влечет за собой идеальная красота, и представили, какую роль женщины выполняют в искусстве.

Раннее календарное искусство

Начнем со знаменитых литографий Раджи Рави Вармы. В начале 20 века его реалистическое изображение богини Лакшми было помещено в календари мыловаренных компаний Vinolia и Sunlight. Говоря сегодняшним языком, изображение стало вирусным. Как и его изображения богини Сарасвати и различных мифических божеств и героинь: Дамаянти, Урваши, Шакунтала и др. Хотя нельзя отрицать, что картины Вармы просто великолепны, а детали зарисари (расшитых золотом сари. – Ред.) и богатые украшения ошеломляют, стоит повнимательнее присмотреться к женщинам, которых он рисовал.

Его богини или нимфы, все они были белокурыми, с ангелоподобными чертами лица и пышными телами, не говоря уже о чрезмерно подчеркнутой женственности. Там почти не было темноволосых или полных женщин, за исключением демониц в «Сите в Ашока-Гроув» (1894 г.) и Кали (1910 г.), богини, призванной наводить ужас. В соответствии с древними и средневековыми мифами о красоте, Варма не изображал темнокожих женщин божественными или красивыми.

Бхарат Мата в кандалах. Гравюра с подписью Д. Банерджи. 
Конец 1930-х — начало 1940-х годов. Изображение: thevoiceoffashion.com
Бхарат Мата в кандалах. Гравюра с подписью Д. Банерджи. Конец 1930-х — начало 1940-х годов. Изображение: thevoiceoffashion.com
Индуистские божества Лакшми и Сарасвати в архивном календаре
Индуистские божества Лакшми и Сарасвати в архивном календаре

В разгар борьбы за независимость мотивы несколько изменились. Самой популярной женской «иконой» в календарях была Бхарат Мата. Конечно, она тоже была светлокожей, стройной и самоотверженной, хотя и очень женственной — она держала тришул и иногда ездила верхом на льве. И все же она не была бесстрашной разрывательницей цепей. Чтобы пробудить патриотические массы, ее часто изображали скованной имперскими силами, призывая людей освободить ее.

Примерно в то же время современные индийские женщины начали изображаться на календарях. Например, календари Mahaluxmi Soap Works и Jacob & Co's Biscuits 1930-х годов были ориентированы на элитных буржуазных женщин, стиль которых сочетал в себе индийское наследие и западные тенденции. Элегантно одетые в сари, с волосами, уложенными в мягкие локоны и прически - именно так выглядела утонченность в период до обретения независимости.

Календарь компании Jacob & Co's , 1936 год.
Календарь компании Jacob & Co's , 1936 год.

Элегантно одетые в сари, с волосами, уложенными в мягкие локоны и прически, именно так выглядела утонченность в период до обретения независимости.

От декора к гламуру

Потом в Индию пришла Независимость. Календарное искусство все еще оставалось наполненным стереотипами колониальной эпохи — религиозными и патриотическими. На календарях начали появляться звезды кино. Календарь «Lux Toilet Soap» того времени, изображающий киноактеров, свидетельствует о типе женского очарования и приличия, популярного в то время.

60-е и 70-е годы были эпохой раскола в календарном искусстве, подал голос китч. Поскольку художниками в основном были мужчины, вряд ли будет преувеличением сказать, что сексапильные красотки были плодом их воспаленного воображения. Понятия класса и касты накладывали отпечаток на календарное искусство: женщины, которых они изображали с различной степенью обнаженности на этих портретах, всегда принадлежали к рабочему классу и маргинализировались. Секретарь, танцовщица в баре, швея, рыбачка, заклинательница змей и деревенская красавица были показаны в одежде с глубоким вырезом, а не застенчивая невеста из высшей касты, красавица из пригорода или ведущие леди большого экрана, чья грудь была покрыта мерцающей тканью. Это, очевидно, также отражает популярную культуру того периода: в кино женщины изображались либо как респектабельные жены, либо экзотизировались как сексуально возбуждающие соблазнительницы.

Изменение взглядов

Перенесемся в 90-е. Хотя патриархат никуда не делся, ложная дихотомия между «достойными» и «недостойными» женщинами начала рушиться. В недавно либерализованной Индии женщины всех социально-экономических слоев стали общественным достоянием, и их больше нельзя было разделить на «хороших» и «плохих» сексуальных женщин, потому что к тому времени многие женщины начали выставлять напоказ свое декольте.

В эпоху блокбастеров и выдающихся кинозвезд календарное искусство все больше превращалось в плакаты и постеры с изображением героинь Болливуда. По большей части за объективом находились мужчины.

На рубеже веков в роскошных корпоративных календарях стали появляться супермодели. Эти съемки календарей с большими бюджетами стали грандиозными событиями: снятые в экзотических странах мира с моделями в бикини, эти календари стали стартовой площадкой для будущих талантов. Увы, миф о красоте выжил, хотя и несколько изменился. Если на картинах Раджи Рави Вармы изображались красивые и фигуристые женщины, то супермодели в этих календарях были суперстройными. Они стали прототипами нового мифа о красоте.

Однако супермодели были не единственными моделями календарей. Были также звезды спорта и киноактеры. Различные компании создавали свои корпоративные календари, чтобы продвигать свои услуги и товары.

По мере распространения цифрового дизайна календарное искусство также становилось все более демократичным.

Например, управляемая сообществом цифровая платформа Dalit Women Fight создала в 2019 году календарь, в котором представлены стихи женщин-далитов (из касты неприкасаемых. – Ред). Различные организации, выступающие за равные права и инклюзивность, на протяжении многих лет распространяли календари с участием самых разных индийских женщин.

Фотография Киары Адвани во время презентации календаря фотографа Даббу Ратнани на 2019 год.
Фотография Киары Адвани во время презентации календаря фотографа Даббу Ратнани на 2019 год.

И вот, сейчас, в 2020-х годах, некоторые календари в Индии наконец-то обретают «женский взгляд». Календарь Google India на 2021 год включал работы таких художников, как Рича Кашелкар, которая рисует прекрасные образы женщин, живущих своей обычной жизнью.

И в то время как старинные бумажные календари сегодня становятся предметами коллекционирования, новые тенденции современного общества и контркультура, пробивающаяся в Индии, меняет все не только календарное искусство, но и индийское общественное сознание в целом.

Синдху Раджасекарана