Многие производители ещё с давних времён пытались и воплощали в масштабе 1:43 автобус всех времён и народов - малого класса ПАЗ-3205. В девяностые-начало двухтысячных потребность коллекционеров в моделях автобуса удовлетворяли мастерские - например замечательное омское объединение FiNoKo.
В 2010 году началась разработка самой доступной модели (игрушки) ПАЗ-32053, которая должна была выйти под брендом Autotime.
Промышленное производство было организовано на фабриках Hongwell.
Десять лет назад - осенью 2013 года миниатюрные ПАЗ-32053 поступили в широкую продажу.
Hongwell, знакомый многим коллекционерам по бренду Cararama не был бы собой, если бы не внедрял рационализацию в производство своей продукции, которая заключается в постепенном упрощении изделий.
ПАЗ-32053 не стал исключением.
Время от времени производитель внедрял определённые упрощения в конструкцию миниатюры.
На снимках ПАЗ первого выпуска (зелёный) и из 2015 года (бежевый).
Как видно, производитель перестал обозначать краской габаритные огни на крыше автобуса, а деталь, которая представляет собой основу фар, не покрыта серебристой краской (от чего фары стали тусклыми). Производитель также провёл ремонт форм для кузова - это видно по форме прорезей в капоте - они оказались смещены.
На задней части автобуса тоже произошли перемены: не обозначены габаритные фонари. И с ними же не обозначен краской фонарь подсветки регистрационного знака и замка торцевой двери:
Изменения по боковой проекции - у более позднего образца краской не выделены рука водительской двери и её замок.
По деталям шасси - перемены в исполнении колёс. Колёсные диски окрашены более яркой краской, шины с иной деталировкой - их боковая поверхность стала гладкой. Протектор менее выражен.
Деталировка шасси не изменилась. Добавилось дублирование марки автобуса на английском языке. А эмблема бренда оказалась упразднена.
В салоне произошли следующие изменения: упразднены перегородка водителя и рычаг коробки передач (эти упрощения останутся и на рестайлинговом варианте, о нём позже) :
Вопреки изначальным анонсам, миниатюрный ПАЗ-3205 так и не обзавёлся открывающейся как ворота пассажирской дверью. Оно и к лучшему, наверное.
Рестайлинг
В 2014 году Павловский завод стал выпускать автобусы в обновлённом - рестайлинговом виде. Производитель масштабных моделей решил не отставать от новых веяний, и в 2019 году для Почты России выпустил рестайлинговый вариант автобуса. Облик ПАЗика заметно изменился.
Решётка с габаритными огнями у обновлённой модели теперь представляет собой единую с кузовом деталь. Однако, теперь вновь обозначаются краской габаритные огни.
Решётка вентиляции теперь тоже с кузовом едина:
Как и настоящий ПАЗ, миниатюрный также обзавёлся новым вариантом задних фонарей. Габаритные огни тут тоже снова обозначаются краской.
По сравнению с первыми выпусками, у самых последних не обозначены молдинги и габаритные огни по бортам.
Зато в пассажирской двери теперь есть остекление. Вероятно, производитель окончательно отказался от затеи с открывающимися дверьми.
За затонированными стёклами - пассажирский салон.
На шасси вернулась эмблема производителя, который за прошедшее время успел изменить название с Autotime на Autogrand:
Базовые и иные специализированные варианты этой рестайлинговой версии пока (пока ли?) ещё не получили широкого распространения.
Конкурениция?
Конечно же, не только Autotime-Autogrand промышленно выпускал (выпускает) ПАЗики. В премиальном сегменте таким производителем стал SSM. На основе модели от SSM потом будет выпущен набор для самостоятельной сборки, модель для автобусной журнальной серии Modimio и линейки «Советский автобус».
Важно отметить, что производители воссоздали в масштабе автобусы разных лет производства:
SSM (и варианты) - автобус, выпущенный до 2002 года, а Autotime-Auotogrand - более поздние версии.
Жанрово эти миниатюры разные - у них и назначение разное, и подход к воспроизведению деталей.
Даже двери у моделей соответствуют эпохам: у костромской версии дверь ранняя, с большой площадью остекления и порогом на уровне пола, а у Autotime - поздняя - аналогичная основной.
Заключение
Затрудняюсь сказать, в какой мере, по сегодняшним критериям можно рассматривать ПАЗы от Autotime в качестве миниатюрных копий знаменитого автобуса. За прошедшие 10 лет изменились технологии, повысились запросы. Образ пока ещё модель передаёт неплохо, даже рестайлинговая (вопреки упрощениям и некоторым недоработкам). Но как копия - разве что в качестве заготовки для доработки.
Информация
Годы производства семейства ПАЗ-3205 - 1989 - настоящее время;
Годы производства модели от Autotime (Autogrand) - 2012 - 2019 (но это не точно);
Масштаб - 1:43
Материал: металлический сплав, пластик;
Сделано в КНР.
Благодарю за внимание!
Другие публикации про Autotime в масштабе 1:43: