Найти тему
АБУЛИЯ

Необычные сказки "Тысяча и одной ночи"

Оглавление

Все мы прекрасно знаем таких героев, как Али-Баба, Аладдин, Джафар, Синдбад и так далее. Их объединяет то, что все они являются персонажами сборника сказок “Тысяча и одна ночь”. Но мало кто знает других героев из него, а их, между прочим, очень много, так как сказок в сборнике больше двухсот. И все рассказы очень разношёрстные, порой специфичные и даже пикантные.

Рассказ об ученой женщине

Я очень люблю называть этот рассказ “История о том, как сцепились феминистка и сексист”, так как это название полностью отражает суть. Сюжет таков: в город Хама пришла некая Ситт-аль-Машаих – очень умная женщина, которой рассказчик даёт такое описание: “с острым умом, лучшей сообразительностью, обильным знанием, с благородной природой и тонкими свойствами”. Рассказчик решает направится к ней, чтобы послушать её мудрые мысли о разных вещах, и берёт с собой образованного друга.

И вот пришли они, женщина поставила им тарелку фруктов и села за занавеску. Рассказчик говорил с ней и “внимал” её словам, но вот его друг как-то не особо заинтересовался и больше уделял внимания брату женщины, который в этот момент прислуживал. Ситт-аль-Машаих заметила это и сказала: “Я думаю, что ты из тех, кто предпочитает мужчин женщинам”. Получив положительный ответ, она спросила: “А почему так?”. На что друг рассказчика ответил: “Потому что Аллах поставил мужчину выше женщины”.

С этого момента начинается самый смак. Женщина спрашивает, могут ли они поспорить об этом вопросе, друг рассказчика соглашается, и начинается. Оба по очереди описывают, чем прекрасен мужской и женский пол (конечно, о первом говорит друг рассказчика, а о втором – Ситт-аль-Машаих), постоянно подкрепляя свои слова цитатами поэтов.

Мой любимый момент – это когда Ситт-аль-Машаих начинает свой первый ответ: “Девушка нежна в речах и прекрасна станом, она подобна стеблю базилика, с улыбкой как ромашка и волосами как узда. Ее щеки как анемон и лицо как яблоко, губы как вино и грудь как гранаты; ее члены гибки как ветви, и она обладает стройным станом и нежным телом; нос ее как блестящее острие меча, лоб ее светел и брови сходятся, и глаза ее насурмлены. Когда она говорит, свежий жемчуг рассыпается из ее уст, и привлекает она сердца нежностью своих свойств, а когда она улыбнется, подумаешь ты, что луна заблистала меж ее губ; если же взглянет она, то мечи обнажаются в ее глазах. У ней предел прелестей, к ней стремятся кочующий и оседлый, и ее губы румяны и нежнее сливочного масла и слаще на вкус, чем мед. И ее грудь подобна большой дороге меж гор, и на ней соски, точно шкатулки из слоновой кости, и живот с нежными боками, подобный расцветающему цветку, с мягкими складками, покрывающими друг друга, и плотные бедра, словно столбы из жемчуга, и ягодицы, которые волнуются как хрустальное море или горы света, и у нее тонкие ноги, и руки, похожие на слитки самородного золота”. На этом я закончу цитату, но стоит сказать, что этим её монолог не кончается.

Стоит отметить, что ни учёная женщина, ни друг рассказчика почти не выходили за пределы какого-то внешнего описания как юношей, так и девушек и того, как их воспринимает народ и Аллах. О каких-то внутренних качествах они упоминали лишь в паре слов. Но тут удивляться или возмущаться не стоит. Если читать все сказки из сборника, то можно проследить в них философию о том, что человек, прекрасный внешне, также прекрасен и внутренне, и наоборот соответственно.

В итоге женщина, грубо говоря, победила, так как и рассказчик, и его друг “вышли от нее, радуясь тому, что приобрели полезное в беседе с нею, и жалея, что с нею расстались”.

Рассказ о юноше, певице и девушке

Очень короткая сказка, которую, в принципе, можно полностью вставить в статью. Но я не буду этого делать и просто перескажу.

Если совсем кратко, то это история о любовном треугольнике. Если более подробно, то сюжет начинается так: некий аль-Утби рассказывал, что однажды сидел на собрании образованных людей, на котором они стали вспоминать истории о любящих. Когда уже все всё рассказали, старец, который до того молчал, решил поведать о своей погибшей дочери.

Она любила одного юношу, тот любил певицу, а певица любила дочь старца. Никто про это не знал. Однажды старик пришёл на собрание, где были юноша и певица. Она произнесла стихи о любви... И дальше произошёл полный сюр. Восхищённый юноша воскликнул: “Ты отлично спела, о госпожа! Позволишь ли ты мне умереть?” Певица ответила: “Да, если ты влюблённый”. Юноша лёг, закрыл глаза, а когда к нему подошли, то обнаружили, что он правда умер.

-2

Дома об этой истории узнала дочь старца. Она ушла в свою комнату, и скоро её также обнаружили мёртвой. И вот на утро вынесли две носилки: юноши и девушки – чтобы похоронить. Вдруг показались и третьи носилки, на которых лежала певица. Оказалось, что до неё дошли слухи о смерти дочери старца, и та тоже умерла.

Вот такая вот история любви.

Рассказ о влюблённых, погибших от любви

Ещё одна история о любви. В сборнике она идёт сразу после прошлой. Эта история тоже очень короткая, и её, пожалуй, стоит прочесть самому, иначе в пересказе она будет выглядеть не иначе как “а она пошла к нему, а он пошёл к ней, и они встретились, и все плакали”.

Но, если говорить кратко, то это история об инцесте. Девушка влюбилась в своего двоюродного брата, тот в неё тоже. Отец был против, и толпа разъединила влюблённых. Но они смогли всё-таки вырваться и обняться, после чего сразу упали замертво. Отец дочери, плачущий от того, что теперь потерял ребёнка, решил скрепить союз влюблённых посмертно. Девушку и юношу похоронили в одной могиле.

-3