Очень много сейчас говорят про эту сеть. Называют ее самым близким аналогом Zara и новым олицетворением масс сегмента одежды в России. Да, есть сети одежды с сильно большими оборотами, но найти в них базовую и нестыдную вещь довольно сложно.
За рынком одежды слежу очень по касательной и про LIME первый раз услышал года 2 назад. И на тот момент они вообще не делали одежду для мужчин и для детей. Только для женщин. Для себя сделал выводы, что какой-то местечковый и несерьезный бренд. А сейчас о нем говорят вообще все.
И феномен в том, что ничего сверхъестественного они не изобретали. Это абсолютно стандартная, уже проверенная годами концепция быстрой моды. Когда новые вещи появляются в магазинах каждую неделю, а раз в квартал обновляют вообще всю коллекцию.
Это прекрасно работающий подход, который просто надо было нормально реализовать и поддерживать. Очень рад, что у российской компании это получилось. Мне как потребителю выгодно, чтоб таких компаний было как можно больше.
Возникала контора в Самаре аж в 2008 году. И это не история про содержанку, которая выпросила у мужа денег, чтоб открыть бутик и хвастаться им перед подружками. Там все было очень поступательно и довольно выстраданно.
Дмитрий Хохлов владел несколькими розничными точками, которые продавали одежду совершенно разных марок. Когда опыта в ритейле накопилось достаточно, то он решает заняться производством одежды под своим брендом.
Первые вещи производили чуть ли не на коленке в швейном цеху , а продавали в уже имеющихся магазинах. Постепенно из точек полностью убрали все другие бренды и оставили только LIME.
В 2010 магазины с фирменной вывеской наконец выбрались за пределы родной Самары, а штат компании расширился до 70 человек. Еще через 2 года в 2012 запускается франшиза. Это должно было резко увеличить обороты и вобщем ускорить развитие сети. Так и вышло.
А вот в 2013 происходит сразу ряд знаковых моментов – сеть увеличивается до 10 точек, и одна из них наконец появляется в Москве, а самарское производство заменяют на китайское. Пошив теперь будет производиться там. Компания открывает дополнительный офис в Гуанчжоу.
Удивительно, но стоимость труда возможно в Самаре была бы даже ниже, но вот инфраструктура, скорость и доступность фурнитуры (от замков до пуговиц) в Китае на совершенно другом уровне. Плюс аутсорсинг позволяет не париться по поводу заболевшего сотрудника или сломавшейся машинки. Это уже не твои проблемы.
В том же 2013 основной офис компании переезжает в столицу и сталкивается с новым вызовом, на котором все могло бы закончиться. В Москве совершенно другой уровень аренды и заработных плат, плюс крупные ТЦ отказываются сдавать помещения малоизвестному бренду из Самары.
Ситуацию спас запуск интернет-магазина. Онлайн продажи расширили аудиторию и бренд стали покупать в других регионах страны, даже без присутствия физической розницы.
В 2014 в LIME происходит еще одна трансформация. Компания выбирает новый вектор развития. В строну «быстрой моды». Новые вещи теперь должны будут появляться каждые семь дней, а один раз в три месяца должно происходит полное обновление всей коллекции.
Пройдет еще 4 года прежде чем переезд компании можно будет назвать завершенным. Основной склад LIME теперь тоже находится в столице. Сама же сеть разрослась уже до 70 магазинов – часть из них в собственности, часто по прежнему развивают франчайзи.
И вот случается пандемийный 2020. Производства в Китае останавливаются, логистические цепочки рушатся. Дизайнерам приходится согласовывать новые модели прямо по зуму и размещать заказы на десятки тысяч единиц без тестовых образцов. Даже не подержав вещь в руках.
В торговых центрах никого нет, часть магазинов перестают работать. При этом в интернет торговле происходит просто феноменальный бум. Количество заказов через онлайн увеличивается в 5 раз. Компания фокусирует все свое внимание на этом направлении.
События 2022-ого опять переворачивают все планы. Морские перевозки больше недоступны и приходится срочно придумывать альтернативные пути. Напомню, компания работает в концепции, когда все расписано по дням. Сорвать запуск коллекции можно элементарно. Но они находят выходы и продолжают работу.
В это же время рынок покидают иностранные бренды и потребитель пытается найти замену привычным маркам. В тот момент многие и открыли для себя LIME, благодаря чему в 2022 оборот компании подлетает на 54% (год к году). Штат увеличивается до 1000 сотрудников, а количество магазинов приближается к первой сотне.
В это же время сеть выходит за пределы страны. Началось освоение Аременни, Беларусии и Казахстана.
К 2023 компания наконец запускает мужскую и детскую категории. До этого 15 лет они успешно функционировали без них. Начинается подготовка коллекции товаров для дома. Будет такой аналог Зара Хом. Копируйте у них все что угодно, только не цены, пожалуйста. Они же там просто людоедские.
У компании бы довольно долгий и непростой путь. Она постоянно менялась и адаптировалась под обстоятельства. Мне не нравится фразы в духе «ДНК бренда», «узнаваемый стиль». Это же просто нестыдная, приятная одежда, которой сейчас нахватает на рынке. И особо радует, что все это создается нашими дизайнерами.
Приятно видеть, что наши соотечественники могут делать не хуже мировых марок. На самом деле, глупо было бы отрицать, что уход брендов им не помог, но он просто ускорил неизбежное.
Еще до всего этого у компании все было выстроено и проработано. У них уже был успех и начался форсированный разгон на взлет. За эти годы огромное количество людей успело полюбить их, несмотря на присутствие ХМ, ЗАРЫ, УНИКЛО.
Хороших российских компаний которые вызывали бы городость, к сожалению, не так много. Например, я не знаю человека, который бы добровольно пошел и купил текущий Москвич. Делая такой продукт компания просто не дает шанса ни покупателям, ни самой себе. Я вот очень хотел бы любить и платить за российские бренды. Дайте мне такую возможность, пожалуйста.