Найти тему
Папирус бывшего жреца

Остраконы: слово и образ

Остраконы - это фрагменты известняка или керамики, используемые в качестве “дешёвой бумаги" для личных писем, списков, напоминаний, а также копий литературных текстов и набросков рисунков. Древнеегипетские остраконы демонстрируют богатство письменной и изобразительной информации, объем которой намного превышает объем папирусов и других памятников.

Остракон с юридическим текстом.
Остракон с юридическим текстом.

В Древнем Египте керамику и фрагменты известняка часто надписывали или украшали для длительного использования: примеры включают юридические записи с дополнительными записями, сделанными спустя месяцы после написания первоначального текста, выдержки из литературных текстов на больших кусках известняка, оставленных в гробницах в качестве погребальных даров, и миниатюрные стелы, которые хранились в качестве обетных памятников в домах.

Остракон-стела.
Остракон-стела.

На этом остраконе воспроизведена одна из наиболее типичных "царских" сцен, изображающая Рамсеса III, сокрушающего поверженного врага. Сцена широко использовалась на пилонах и внешних стенах храмов. Царь изображен в вертикальном положении, его голова украшена красной короной, увенчанной двумя перьями и бараньим рогом; наклонившись вперед, он обеими руками сжимает крепко связанные руки коленопреклоненного пленника-нубийца.

-3

Этническую принадлежность заключенного можно определить по типичному одеянию с большим шейным платком, украшенным гирляндами, и по коротким вьющимся волосам. Перед царём находятся два картуша с именем короля над короткой строкой текста: “Владыка двух земель, Усермаатра Мериамун, Владыка двух земель, Рамсес, тот, кто сокрушает чужие земли”.

Эскизом является и фигура принца Сетхерхепшефа (который позже взошел на трон как Рамсес VIII), в левой руке держащего ритуальное опахало чени, а правой обращающего ладонь вперед, в молитвенно жесте:

-4

Не брезговали египетские художники и эротическими сценами. Этот остракон изображает женщину-музыканта, играющую на лютне, в широком ожерелье и с музыкальным инструментом, функционально близким к современной лютне.

Женщина повернута лицом влево. Верхний левый угол остракона сломан, сохранились только ее шея и нижняя часть подбородка. Ее левая рука касается левого уха, как будто она слушает что-то или кого-то другого. Изящество и красота музыкантши были переданы несколькими ловкими мазками кисти мастера:

-5

Остракон, показывающий танцовщицу в акробатической позе с замысловатой прической и серьгами-кольцами в гимнастическом прогибе назад:

-6

Вот эскиз обыкновенного журавля, стервятника и гончей, возможно, басенджи. Вероятно, это серия пробных набросков, а не целостная композиция, и объекты были изображены независимо:

-7

А эта сцена может иллюстрировать басню или просто быть чем-то забавным, что художник нарисовал в свободное время:

-8

Животные, имитирующие человеческое поведение, хорошо известны в египетском искусстве. Однако их значение неясно.

Несколько ученых предположили, что эти фрагменты могут быть истолкованы как визуальные пародии на египетское иерархическое общество. На этих изображениях животные ведут себя как люди в “перевернутом” мире, где все противоположно тому, что происходит в природе.

Примером может служить остракон с изображением стоящей полосатой кошки слева, предлагающей веер из перьев и ощипанного гуся сидящей самке мыши (справа):

-9

У мыши обвисшая грудь, она носит длинную юбку, а на лбу у нее цветок. В правой руке она держит блюдо, а в левой - цветок и салфетка. У кошки также в руках похожая ткань. Мышь сидит на складном табурете с ножками в виде животных и покрыта шкурой животного, хвост свисает с края табурета.