Думаю, не ошибусь, если скажу, что для многих Англия — не столько бывшая метрополия великой морской державы, сколько страна с самобытной культурой. А английский интерьер — понятие почти исключительное. Островное положение обеспечило этой стране некоторую обособленность от остальной Европы. Вкусы и пристрастия в оформлении жилья менялись там медленно и неохотно. Какие-то особенно устойчивые формы в меблировке или декорации интерьера сохранялись столетиями. Конечно, культурные связи нельзя отрицать абсолютно. Англия испытывала всевозможные влияния со стороны ближайших соседей, но традиционные высокомерие и снобизм, дух рационализма и прагматизм непременно сказывались в заимствованных формах. И, чтобы не влияло на становление стиля, — французский классицизм или голландское барокко, в результате всегда создавалось нечто, традиционно «английское».
Задаваясь вопросом, что же всё-таки отличало английский стиль? — понимаешь, что нельзя ответить однозначно. В интерьере — это, прежде всего, консерватизм и уважение к традициям, сдержанность и рациональность мышления, строгость формы и чувство меры. А ещё выдающиеся мебельные мастера, имена которых стали нарицательными и почти синонимичными понятию «английский стиль». В России, например, «английской» называли мебель в подражание Т. Чиппендейла и Дж. Хепплуайта с деревянными прорезными спинками стульев и кресел. Собственно, именно Англия ввела моду на такие спинки, словно рассчитанные на чопорно выпрямленную осанку. Прорезные формы, кстати, цитируются до сих пор. И в самых современных вариантах мебели, чтобы мы ни увидели на спинке — широкую резную пластину в центре в духе Чиппендейла, тройной овал или вариации щитов Шератона — безошибочно узнаётся английское начало.
Ещё одной исключительной приметой традиционной английской мебели можно считать открытость деревянной фактуры. В то время, когда вся Европа увлекалась цветными лаками, в Англии продолжали покрывать мебель воском. Самое распространённое в отделке такой мебели и, пожалуй, самое «английское» — красное дерево, а ещё — тис, орех и вишня изумительных красно-коричневых оттенков.
Примечательно, что английский интерьер или мебель, сложно поддаются традиционному делению на стили: барокко, рококо, классицизм и т.д. Эти стили иногда совмещаются или так плавно переходят друг в друга, что уже кажутся неразделимыми. Видимо, не случайно, эта специфика отражена в атрибуции стиля по времени правления определённого монарха. Стиль королевы Анны — особое английское барокко, но чистота линий и лёгкость форм вещей того времени уже ориентированы на рококо. Следующий за ним стиль Георга I — более классичен, иногда его называют «палладианским» из-за пристрастия архитекторов к творчеству знаменитого зодчего итальянского Возрождения Андрео Палладио. Следующие друг за другом стили Георга II и Георга III — вариации английского рококо и классики подготовили почву для появления стиля Георга IV — своеобразного «английского ампира».
Эти эпитеты — «своеобразный», «особый», «специфический» очень тонко характеризуют особенность английского стиля. Он всегда, относительно общеевропейских тенденций, более строг и классичен. Но, тем не менее, это строгое, «английское» начало можно воссоздать в современном интерьере. Это может быть гостиная, столовая или кабинет в английском духе. Как вы уже, наверное, поняли — мебель для этих комнат лучше подбирать классическую, тёмного дерева. Кроме стульев или кресел с жёсткой, прорезной спинкой, замечательно подойдут прямоугольные остеклённые шкафы. Их когда-то называли шкафы-витрины и прямым назначением их было демонстрация редкостей, фарфоровых статуэток или посуды. Сейчас в таких шкафах принято комбинировать книги (живописно сложенные в разнокалиберные стопки), морские раковины и вазы.
К подбору ваз, пожалуй, нужно подойти с особым тщанием. Совершенно не важны их размеры, но форма должна походить на греческие амфоры или римские урны. Моду на такие формы ввёл в середине XVIII в. знаменитый английский керамист Джозайя Веджвуд. На голубом, зелёном или сером матовом фоне его изделий помещались белые рельефы «под античность». Чайные сервизы расписывались тогда в зеленоватой или сине-белой гамме. Как правило, это были различные сельские виды или всё те же греко-римские мотивы. Веджвуд был столь популярен, что его изделия копируют до сих пор и не только в Англии.
В соответствии со строгим рациональным духом, полы и потолки в ваших английских комнатах должны быть очень простыми: потолки — гладко окрашенные, полы — паркетная доска или просто дощатые. А вот стены лучше оклеить обоями с бордюром так, чтобы отделить цокольную часть от основной. Причём общий фон стен должен быть довольно ярким — малиновым, густо-синим, изумрудно-зелёным. Только в верхней части, скажем, будут размещаться букеты, а в нижней скромная полоска или верхняя часть будет полосатой, нижняя же — гладкая с мелким крапом. «Отбивать» рисунки друг от друга должен бордюр, с более контрастным рисунком или чуть светлее основного тона стен. Стены можно украсить видовыми пейзажами в черно-белой гамме. То есть, это должна быть графика (карандаш, уголь, перо или различные виды гравюры) или, поскольку интерьер современный — хорошие пейзажные фотографии в рамах тёмного дерева. Так что, если строгий английский характер вам по душе, придумать и создать английский интерьер не так уж сложно.
Автор: Член Московского Союза дизайнеров | Член АИС (международной ассоциации искусствоведов) — Орлова Ольга Львовна.