На берегах реки Миасс стоит большой город металлургов и танкостроителей - Челябинск. А в XVIII веке, после похода Ермака, здесь была россыпь мелких поселений, подвергавшихся частым набегам башкир. Жители очень жаловались на неспокойную жизнь, просили помощи, грозились уйти в более спокойные места. Так назрела необходимость в оборонительном сооружении.
Первоначально крепость была прямоугольной, имела две проезжие центральные башни, с севера и с юга и стены из "лежачих бревен". Внутри располагались командирский дом, четыре солдатских казармы, четыре провиантских амбара и пороховой погреб. Вокруг крепости шла полоса препятствий: ров, рогатки и надолбы. Церковь и обывательские дома находились вне крепости. Однако использовать ее в военных целях не довелось. После поражение в 1740-м башкирского восстания она оказалась фактически ненужной (по книге Л.Е.Добрейцыной, Т.О.Санниковой "Исторические города Урала. Часть 2")
Итак, осенью 1736г на правом берегу реки Миасс заложили крепость Челяба. Интересно, откуда такое название? Есть несколько версий: от тюркского имени Челеби ("образованный"), или от башкирского «силәбе» («впадина»), или крепость назвали по деревне Селяба, стоявшей на р. Селябке. Мне же большего всего нравится такая версия: «Челябъ — башкирское слово, означающее в переводе на русский язык ведро или бурак. Местоположение Челябинска действительно представляет ведрообразную котловину» (по материалам сайта Википедия).
Спустя всего семь лет Челябинск уже сделали центром Исетской провинции (сейчас территория Челябинской и Курганской области). Эти земли стали главными поставщиками хлеба для Урала и Сибири. Под защитой крепости строились Уральские заводы, прокладывался Московско-Сибирский тракт, расширялась торговля со Средней Азией. Для защиты границы в крепости было сформировано Исетское казачье войско, просуществовавшее более полувека. Лишь в 1803 году оно было ликвидировано с принятием нового штата Оренбургского казачьего войска.
А еще XVIII век принес крепости Пугачевский мятеж казаков, расформирование Исетской провинции, включение в состав Екатеринбургской области, получение статуса города и переход в Уфимское наместничество.
Встречи с верблюдами
В 1782 году город получил герб. В верхней части герба была изображена куница, как символ Уфимского наместничества, а в нижней части – навьюченный верблюд, в знак того, что город является центром торговли со Средней Азией. Это я к чему… Верблюдов в этом городе много! Вот лишь некоторые из них:
Тихий XIX век
На протяжении всего XIX столетия Челябинск оставался спокойным провинциальным городком. Жил хлебопашеством, скотоводством и ежегодными ярмарками. Первые открытые в начале века школа и училище в городе существовали менее десяти лет. Ввиду отсутствия учительского состава пришлось закрыть. Спустя несколько лет были повторно открыты учебные заведения: уездное, приходское, казачье училища и женская гимназия.
С 1830 года на постоянной основе заработало духовное училище. А также открылась церковно-приходская, иконописная, золотошвейная школы при вновь основанном женском монастыре. В 1930 году каменные постройки его были взорваны и разобраны на кирпичи. Сейчас остался лишь Монастырский сад.
Памятники тех лет всё ещё можно видеть в центре города на улицах Сибирской и Ивановской (с 1920х гг улица Труда), Уфимской и Екатеринбургской (с 1920х гг Рабоче-Крестьянская, с 1930х гг – улица Кирова). Застройка велась по плану землемера Сидорова от 1838 года.
В домах на центральных улицах первые этажи чаще всего занимали магазины, а вторые служили жильем гостиничного типа. Средоточием торговых и общественных зданий была улица Уфимская – «сплошной базар», как ее называли. Купеческие дома, расположенные непрерывной стеной вдоль улицы, обращают на себя внимание богатством декора. На углу улиц Уфимской (ныне Воровского) и Ивановской размещался магазин купца И.Д.Стахеева (сейчас ул.Кирова, 80), архитектура которого решена в формах классицизма.
В городе сохранилось несколько зданий в «кирпичном стиле». В основном это учебные заведения (по книге Л.Е.Добрейцыной, Т.О.Санниковой "Исторические города Урала. Часть 2")
Немного о старых домах
Гайса Яушев, представитель состоятельного купеческого рода казанских татар, в начале XIX века открыл первые торговые ряды в Троицке. После его дети и внуки расширяли семейное дело, создавали пассажи в соседних городах. Помимо торговли Яушевы занимались благотворительной деятельностью. На свои средства строили и благоустраивали мечети в Троицке, Казани, Кустанае, Оренбурге. В годы Первой мировой содержали в Троицке частный лазарет для лечения раненых. После октября 1917г почти все представители семьи покинули Россию.
Челябинский пассаж Яушевых – типичный представитель модерна. Здание имело автономное освещение от нефтегенератора, паровые подъемники («лифты») и паровое отопление. В витринах выставлялись последние чудеса техники: телефонные аппараты, проигрыватели акустических пластинок и пр. Жители города приходили в пассаж зачастую как в музей, не имея цели приобретать что-либо, хотя здесь продавались десятки разновидностей дорогих тканей, перчатки и редикюли, зеркала и пальмы. Всего не перечислить!
Здание с элементами эклектики было построено в 1910-1912гг по заказу дантиста Соломона (Семена Григорьевича) Данцигера. Это был один из лучших домов своего времени, украшавших город начала ХХ века. А вечерами здесь можно было видеть льющийся из окон электрический свет, что являлось большой редкостью для Челябинска (первая электростанция располагалась неподалеку от особняка).
Спустя три года хозяин дома сменился. Здесь поселилась семья П.М.Высоцкого, купца 1й гильдии. Он являлся владельцем фабрики по производству кондитерских изделий, конфет, баранок и прочих вкусностей. А особняк купца стал в народе "пряничным домиком".
Дом 1908 года постройки. До 1916г им владел Беляевский Павел Васильевич, занимавшийся продажей железных изделий в лавке на Торговой площади.
Дом построен в 1873-1874гг по заказу золотопромышленника В.А.Первухина. Есть сведения, что здание стоит на цоколе еще более старого особняка (сохранились сводчатые подвалы). В 1901 году вдова купца продала усадьбу Василию Михайловичу Колбину, коренному казаку Челябинской области. Он вел разработку каменных карьеров около города и строил доходные дома. Являлся основателем маслобойного завода, "завода электрической энергии", телефонной станции. Участвовал в возведении соборной церковно-приходской школы, 1-го мужского приходского училища, ремесленной школы и нескольких храмов. Колбин в течение многих лет избирался гласным Городской думы и председателем Вольного пожарного общества. С 1905г ему было присвоено звание почетного гражданина.
После смерти Василия Михайловича (в 1911г.) здание было выкуплено Челябинском для размещения Городской думы.
Замок с привидениями
Во второй половине XIX века в Челябинске стала появляться архитектура в стиле модерн. Типичным ее представителем является здание элеватора - самое высокое в городе на момент основания в начале ХХ века. Строили его в связи с большими объемами проходящего сквозь город зерна. Почти на протяжении века элеватор выполнял свои прямые функции, а в 90-х годах стал окончательно заброшен.
Сейчас можно увидеть только центральную часть здания. От боковых крыльев остались лишь подвальные помещения. Элеватор признан охраняемым объектом, имеющим историко-культурную ценность. Но о восстановлении его облика речи пока не идет.
Здесь существует легенда о банкире-призраке, замуровавшего свои сбережения в одной из стен здания, а после в нем же окончившим жизнь самоубийством. И легенда о живущей в элеваторе царь-крысе. Огромной такой, управляющей целой армией крыс, снующих по городу. Как думаете, правда? Как бы то ни было, но Челябинский элеватор - довольно популярная среди жителей и гостей города заброшка для проведения прогулок и фотосессий.
На рубеже веков
В 1891 году император Александр III подписал указ о строительстве железнодорожной магистрали, соединяющей Европейскую часть страны с Дальним Востоком. Прокладка путей шла очень быстро.
На промежутке от Уфы до Челябинска на все работы понадобилось всего 4 года. Комиссия по приему дороги отмечала:
По большому количеству и разнообразию искусственных сооружений, отводу рек, устройству подпорных стенок для поддержки насыпей и откосов выемок Уфа-Златоустовская дорога является одной из дорог, представляющих большой научный интерес, и в этом отношении может быть признана одной из выдающихся дорог, построенных русскими инженерами (по книге Антипин Н.А. "Музейный гид Челябинской области").
Появление железной дороги дало новый толчок к развитию Челябинска. Здесь в кратчайшие сроки были вымощены главные дороги, появился телефон, электричество и водопровод, открылся цирк и кинематограф, стали проводиться бесплатные симфонические вечера. В это время в городе располагался большой переселенческий пункт, принявший по итоговым подсчетам почти 4,5 миллиона человек. Местное население с того времени стало многонациональным.
Челябинская торговая биржа была на первом месте среди городов Сибири и Зауралья по количеству хлебных сделок. Большое значение имела торговля чаем, по которой город занимал второе место в стране после Москвы. Развивались мукомольный промысел, маслоделие, торговля сельскохозяйственными машинами, винокурение, кожевенное дело. В городе также работали гильзовая и конфетная фабрики, колбасные предприятия, мыловаренный, дрожжевой заводы, началось производство минеральной воды, кирпича и керамической плитки (по книге Л.Е.Добрейцыной, Т.О.Санниковой "Исторические города Урала. Часть 2").
До революции в Челябинске располагался большой переселенческий пункт, принявший почти 4,5 миллиона человек. С приходом Власти Советов появилась новая волна временных и постоянных переселенцев. Город разрастался одноэтажными деревянными домиками. И весной 1921 года пришла беда - большой пожар охватил почти полностью четыре квартала.
Уничтожено было порядка 150 домов, около 800 людей остались без крова. Пожар полыхал четверо суток, пожарных катастрофически не хватало (весь штат - 8 человек на город). Но, как ни странно, стихийное бедствие благоприятно повлияло на развитие города в целом. Назрела необходимость в строительстве многоэтажных каменных домов.
А на сегодня пока всё. Если вам понравилась статья - ставьте лайк, подписывайтесь на канал и пойдём дальше - в лаптях по мостовой.