Найти тему

ИЖ планета

Оглавление

ИЖ Планета — дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для езды по дорогам с разным покрытием. Выпускался Ижевским машиностроительным заводом с 1962 по 1966 годы. Всего выпущено 405 303 мотоцикла. Положил начало серии мотоциклов «ИЖ Планета» — «ИЖ Планета-7», последний мотоцикл которой («ИЖ Планета-7») был выпущен в 2008 году.

История

На базе мотоцикла «Иж-56» в 1962 году освоено производство мотоцикла «Иж Планета». Экипажная часть этой модели была максимально унифицирована с «Иж Юпитером». Гарантийный пробег «Иж-Планеты» по сравнению с «Иж-56» вырос на 2 000 км, а срок службы деталей цилиндро-поршневой группы увеличен в полтора раза благодаря применению контактно-масляного воздухоочистителя. Мотоцикл отличался от предшественника новым бензобаком, легкосъемным седлом, глушителями. Вместо штампованного переднего и заднего крыла применены штамповано-сварные.

Конструкция

На мотоцикле установлен одноцилиндровый, двухтактный двигатель воздушного охлаждения с возвратно-петлевой двухструйной продувкой, с приготовлением рабочей смеси в карбюраторе и воспламенением её в цилиндре от 6 вольтового зажигания. Коленчатый вал — сборный, прессованный. Картер — блочного типа. В передней части находится кривошипная камера, в задней размещена коробка передач. Картер состоит из двух половин с разъёмом по средней продольной плоскости. Педаль ножного переключения передач и педаль кикстартера расположены с левой стороны картера коробки передач.

Техническая характеристика

иж планета 3 гв с 1971—1977

  • Габаритные размерыдлина — 2 115 ширина — 280 мм
    высота — 1 025 мм
  • Колёсная база 1 400 мм
  • Клиренс 135 мм
  • Сухой вес 158 кг
  • Максимальная скорость 100 км/ч
  • Ёмкость топливного бака 18 л
  • Расход топлива по шоссе не более 3,7 литра на 100 км
  • Топливо: Бензин А-66 (А-72) с автотракторным или специальным маслом в пропорции 25 : 1
  • Преодолеваемый брод 300 мм
  • ДвигательТип: двухтактный с петлевой двухструйной продувкой
    Число цилиндров 1
    Ход поршня 85 мм
    Диаметр цилиндра 72 мм
    Рабочий объём цилиндра 346 см³
    Степень сжатия 6,7
    Максимальная мощность 13 л. с. при 4 400 об/мин.
    Охлаждение воздушное
    Система смазки совместная с топливом
    Тип карбюратора К-28И
  • Напряжение в электросистеме 6 В
  • Сцепление многодисковое, в масляной ванне
  • Коробка передач четырёхступенчатая, двухходовая.
  • Моторная передача безроликовая двурядная цепь, передаточное число — 2,17
  • Передача от коробки на заднее колесо роликовая цепь, передаточное число — 2,47.
  • Рама — трубчатая, сварная.
  • Передняя вилка пружинная телескопического типа с гидравлическими амортизаторами.
  • Задняя подвеска пружинная маятникового типа с гидравлическими амортизаторами
  • Тип тормозов колодочные
  • Тип колёс легкосъёмные, с тангентнорасположенными спицами.
  • Размер шин 3,25-19"

Модернизации

«Иж Планета» послужил началом целой серии мотоциклов:

-2
-3

«Иж Планета-2» (1965—1975 гг.) — Повышена мощность двигателя до 15,5 л. с. Вместо штампованных стальных ступиц колёс применены литые из алюминиевого сплава.

-4

«Иж Планета-3» (1970—1977 гг.) — Новая форма бензобака, инструментальных ящиков, грязевых щитков. Впервые — появление двухцветной окраски на части мотоциклов. Традиционная схема — грязевые щитки бирюзового, синего, лазоревого цвета. А бак выдержан в серых тонах. Взамен привычных по прежним моделям, подрессореных щитков «рыбок», рассчитанных на колеса 19" и бака в форме капли — появились круглые(передний неподрессореное), более технологичные при изготовлении щитки, под колеса 18". Бак стал выше, с округлым горбом и развитыми нигрипсами. Что характерно, в период освоения модели — на протяжении примерно двух лет. Мотоциклы комплектовались передним щитком нового образца, а задним — привычной «рыбкой». Более мощный двигатель (18 л. с.), более высокий руль, улучшивший посадку. Впервые на мотоциклах ИЖ установлены указатели поворотов. Модели был присвоен Государственный знак качества СССР.

  • «ИЖ Планета 3-01» (1977—1981 гг.)
  • «ИЖ Планета 3-02» (1981—1985 гг.)
-5

«Иж Планета-4» (1983—1987 гг.) — Иные внешние формы. Применена система электрооборудования с трёхфазным генератором переменного тока с напряжением 12 вольт, возбуждением постоянным током и мощностью 100 Вт. Увеличен ход передней вилки, улучшена подвеска заднего колеса. Переднее крыло циркульного типа (неглубокое). Установлены переключатели новой конструкции, для управление всеми приборами без отрыва рук от руля, замок зажигания автомобильного типа и противоугонное устройство. Появилась кнопка «аварийного запуска», замыкающая обмотку возбуждения генератора на массу, при запуске с подсевшим аккумулятором. Часть мотоциклов выпускалась с крашеными грязевыми щитками, а часть с хромированными.«Иж Планета-5» (1987—2008 гг.) — получил новый цилиндр с фланцевым креплением глушителя. Соответственно, вместо двух глушителей, унифицированных с мотоциклами семейства «Юпитер» — на мотоцикл стал устанавливаться один оригинальный глушитель, справа. Появился новый бензобак, переднее крыло, приборный щиток и задний фонарь. И заметное нововведение — двухкулачковый передний тормоз. Мощность генератора возросла до 140 Вт. В самом конце 80-х именно «Планета-5» послужила испытательным стендом для лицензионных узлов, освоенных на ИжМаше. Гидропневматическая вилка с возможностью изменения жесткости. Каждое перо можно закачивать воздухом с помощью обыкновенного шинного насоса. Литые колеса взамен спицованных. Дисковый тормоз на переднее колесо. Дисковый тормоз устанавливался только в паре с гидропневматической вилкой. Колесо могло быть как литым, так и спицованным. Существовала также модель с гидропневматической вилкой и барабанными тормозами. Как с литыми, так и со спицованными колесами. Освоение лицензионных узлов не прошло без традиционного упрощения, отехноложивания конструкции. В результате скоба дискового тормоза приобрела невиданное доселе свойство. При наступлении 90-95 % износа тормозных колодок — истончившиеся колодки покидали суппорт, намертво заклинивая переднее колесо. А вилка собиралась на некоем фиксаторе для резьбы, что в некоторых случаях делало невозможной дальнейшую разборку для ремонта и/или обслуживания.

-6

«Иж Планета-5-01». В 1995 году мотоцикл был модернизирован и серийно выпускался до 2007 года. На нем была применена бесконтактная система зажигания, система раздельной смазки (на части тиража), механизм выжима сцепления кулачкового типа, воздушный фильтр увеличенного объёма, иная педаль тормоза, крышки картера имели иную форму и другие изменения.

-7

«Иж Планета-6» — мотоцикл с экипажной частью от «Иж Планета-5» и двухтактным одноцилиндровым двигателем с раздельной системой смазки и жидкостным охлаждением. Размерность цилиндра и поршня была взята от «Иж Планета Спорт», а в остальном от «Иж Планета-5». Серийно не выпускался. Было собрано несколько мотоциклов, проходивших испытания и собрано порядка 20 двигателей, 3 из них были с пятиступенчатой коробкой передач. Один мотоцикл был с оригинальным пластиковым обвесом.

-8

«Иж Планета-7» (ИЖ 5.103) — мотоцикл с экипажной частью от «Иж Планета — 5» и 4-х тактным 1-цилиндровым двигателем рабочим объёмом двигателя 249 см³

ИЖ Планета спорт

-9

Иж Планета Спорт — дорожный мотоцикл среднего класса, предназначенный для туристических и спортивных поездок по дорогам с разным покрытием в одиночку или с пассажиром. Выпускался Ижевским мотозаводом с 1973 по 1984 год.

-10

История

В 1974 году Ижевским заводом был выпущен первый серийный спортивный мотоцикл «Иж Планета Спорт». Мотоцикл был очень непохожим на других своих ижевских собратьев как внешне, так и по конструкции. Внешне Иж-ПС был очень похож на японские мотоциклы середины 1960-х годов (например Suzuki T250 Super Six 1966 года, Yamaha 350R5 1970 года, Kawasaki A1 Samurai 1966 года). Благодаря высокому техническому уровню конструкции и качеству изготовления «Иж Планета Спорт» экспортировались во многие страны мира. Особенно популярны они были в Великобритании, Нидерландах и Финляндии, где успешно конкурировали с «Явами» и мотоциклами СZ [источник не указан 1188 дней].

В момент начала выпуска мотоцикл стоил около 1050 рублей, последующие партии стали продаваться по 1000 рублей. Мотоцикл продержался на конвейере до 1984 года, после чего был снят с производства. Среди советских мотоциклистов наиболее высоко ценились «Иж ПС» первых лет выпуска, которые стоили дорого даже в десятилетнем возрасте.

-11

Конструкция

Техническая «начинка» (за исключением мелочей) была полностью оригинальной.

Впервые в СССР была применена система раздельной смазки двигателя собственной разработки (ИЖМаш), хотя первые 500 мотоциклов с раздельной смазкой были выпущены в 1974 году, эту партию реализовали только в 1975 году. Раздельную смазку устанавливали вплоть до конца выпуска «Иж ПС», с 1976 года двигатель с раздельной смазкой можно было отличить по дополнительной букве «М» в номере. Единственное, что после 1980 года их общее количество снизилось и основная масса поставлялась на экспорт. Двигатель рабочим объёмом 340 см³ (диаметр поршня — 76 мм, ход — 75 мм), оснащался японским карбюратором Микуни, что позволяло ему развивать 32 л. с. при 6 700 об/мин. Таким образом, «одиночка» с сухой массой 135 кг обладала удельной мощностью 237 л. с./т (весьма популярная в СССР Jawa-350/634 обладала удельной мощностью 141 л. с./т). Благодаря этому мотоцикл обладал высокими динамическими качествами: время разгона до 100 км/ч не превышало 11 секунд. Двигатель на ранних модификациях был закреплён в раме с помощью резиновых подушек — техническое новшество того периода. Первые годы выпуска мотоциклы оснащались японским электрооборудованием и оптикой (фара западно-германской фирмы «Hella», задний фонарь, светоотражатели и указатели поворота Stanley, а также генератор Denso, звуковой сигнал Niккo, рулевые переключатели Honda и Yamaha, иностранный спидометр, замок зажигания и свечи) и благодаря чему впервые на советском мотоцикле были выполнены требования ЕЭК ООН по светотехнике. Переднее колесо отличалось размером 3,0 × 19.

Ранние «Иж Планета Спорт» можно отличить по креплению двигателя на резиновых подушках, заднему фонарю, амортизаторам (на верхней части имелись хромированные кожухи), были установлены светоотражатели на кронштейнах крепления фары. В 1975 году головка цилиндра сменила оребрение с веерообразного на обычное, изменена форма камеры сгорания с «жокейская шапка» на «сфера в сфере», в 1978 году установлено электрооборудование и спидометр советского производства, увеличен диаметр спиц. Вопреки распространённому заблуждению, мощность поздних ПС (по данным инструкции по эксплуатации 1983 года) снизилась до 28 л. с. не из-за нового карбюратора К62М, а из-за уменьшения степени сжатия в угоду ресурсу и стойкости к детонации.

-12

Технические характеристики

-13

Согласно заводским инструкциям по эксплуатации 1975 и 1983 годов (отличия приведены в скобках):

  • База мотоцикла 1 390 (1 440) мм
  • Длина: 2 070 (2 150) мм
  • Ширина: 790 (810) мм
  • Высота: 1 150 мм
  • Дорожный просвет: 135 мм
  • Сухая масса: 135 (155) кг
  • Максимальная скорость: 140 (135) км/час
  • Расход топлива на 100 км пути:при скорости 50—60 км/ч: 3,5 л (данные по инструкции 1975 г.)
    контрольный, не более: 7 л (данные по инструкции 1983 г.)
  • Время разгона до 100 км/ч: 11 сек

  • Тормозной путь:со скорости 60 км/час: 16 (18) м
    со скорости 30 км/час: 7 м
-14

Двигатель:

  • Тип двигателя: двухтактный, с трёхканальной продувкой (выходных перепускных окон — пять)
  • Число цилиндров: 1
  • Диаметр цилиндра: 76 мм
  • Ход поршня: 75 мм
  • Рабочий объём: 340 см³
  • Степень сжатия: 10—10,5 (8,7—9,2) (степень сжатия можно было регулировать прокладкой под головкой цилиндра)
  • Номинальная мощность двигателя:при 5 600—6 700 об/мин: 32 л. с. (данные по инструкции 1975 г.)
    при 5 940 ± 5 % об/мин: 28 л. с. (данные по инструкции 1983 г.)
  • Система смазки — совместная с топливом, или раздельная (на части мотоциклов, в основным экспортных)
  • Система охлаждения — потоком встречного воздуха

  • Система питания:Воздушный фильтр сухой, с бумажным элементом
    Карбюратор «Микуни» (К-62М)
    Диаметр диффузора: 32 мм
    Производительность главного жиклёра: 270 см³/мин
    Маркировка на главном жиклёре — Микуни «190»
-15

Трансмиссия:

  • Моторная передача косозубыми шестернями
  • Сцепление многодисковое в масляной ванне
  • Коробка передач: четырёхступенчатая
  • Переключение передач ножное, педаль-рычаг находится под левой ногой
  • Задняя передача: открытая, втулочно-роликовой цепью
  • Передаточное число первичной передачи: 2,18
  • Передаточное число задней передачи: 2,47
  • Передаточные числа коробки передач:I передачи: 3,17
    II передачи: 1,81
    III передачи: 1,26
    IV передачи: 1,0

Ходовая часть:

  • Рама трубчатая, сварная, закрытая, термообработанная
  • Передняя подвеска: бесштоковая телескопическая вилкаВертикальный ход оси переднего колеса не менее: 150 (160) мм
  • Задняя подвеска — маятниковаяВертикальный ход оси заднего колеса не менее: 95 (105) мм
  • Размеры шин:переднего колеса: 3,00-19″, модель Л-170
    заднего колеса: 3,50-18″, модель К-74
  • Диаметр тормозного барабана:переднего колеса: 190 мм
    заднего колеса: 170 мм

Электрооборудование:

  • Напряжение бортовой сети: 12 В
  • Генератор: ИЖ ГП-1, трёхфазный, переменного тока
  • Напряжение генератора: 14 вольт
  • Номинальная мощность генератора: 100 Вт
  • Аккумуляторная батарея: 6МТС-9. На мотоциклы первых годов выпуска (до освоения выпуска 6МТС-9) устанавливались зарубежные аккумуляторные батареи: 12N7-3B, 12N7-4А, 12N7-4В, 12N9-3А, 12N9-3В, 12N9-4В, 12N9-4В (Н)
  • Регулятор напряжения: ИЖ РН-1 (БПВ 14-10)
  • Свеча зажигания: А-23 (по старым стандартам наименование А-7,5 БС) (в комплект к первым «Иж ПС» прилагалась итальянская «Магнетти-Марелли» или NGK, которые рекомендовалось использовать при высоких скоростях езды (100—120 км/ч) и снятой прокладке головки цилиндра)

Заправочные ёмкости и ГСМ:

  • Топливный бак — 14 л, бензин АИ-93[1]
  • Масляный бак — 1,5 л, авиационное масло МС-20 или МГД-14М
  • Коробка передач — 0,8 л, зимой — АС-6 или М-6Б, летом — АС-10 или М-10Б
  • Амортизаторы телескопической вилки (в каждом пере) — 0,2 л, МГП-10 (заменитель — масло веретенное АУ)
  • Амортизаторы подвески заднего колеса (в каждом) — 0,06 (0,065) л, МГП-10 (заменитель — масло веретенное АУ)

«ИЖ Планета Спорт» в популярной культуре

-16

Советские мотоциклисты мотоциклу «ИЖ Планета Спорт» дали прозвища «Пёс» (от сокращённого «ИЖ ПС»), «спортак». Из-за непривычно высокого качества и наличия иностранных приборов электрооборудования поговаривали, что «Планета-Спорт» предназначался для экспорта в США. Первые 500 шт имели сервисную книжку, где указывался идентификационный номер на заказ запчастей с завода.

По причине дефицита запчастей многие занимались моторным «тюнингом» — поршень М-412 (нужного диаметра, но с большим отверстием пальца) подгоняли под штатный шатун, либо под поршневую группу кроссового 514-го «Чезет». Немного увеличивалась мощность, но ресурс снижался до одного сезона (стандартный «ИЖ Планета Спорт» выдерживал по 50—60 тыс. км без заметного износа основных узлов).

Спортивные модификации

-17

На базе «Планета-Спорт» в апреле 1975 года начался выпуск спортивных мотоциклов для многодневного эндуро «Иж М-15» и кроссовой модификации «Иж-К-15», правда спортсменами ценился только двигатель, а ходовую брали от ЧЗ, получалась хорошая машина. Также на базе двигателя «ИЖ Планета Спорт» выпускался мотоцикл для спидвея (для гонок по льду), также были и другие экспериментальные модели.

-18

История особенностей комплектации

1974

-19

  • Первый вариант крепления двигателя — мягкий, на резиновых демпферах
  • Особое «веерное» оребрение головки цилиндров
  • Карбюратор «Микуни» АЕХ (Япония)
  • Первоначально устанавливающиеся советские указатели поворотов (с базовых мотоциклов Планета-3 и Иж Юпитер-3, отличающиеся хромированием)
  • Глушитель прямой
  • Воздушный фильтр «Filtrak» А 105/153- 1500 TGLN 39-474 (ГДР)
  • На части мотоциклов (в основном — на экспорт) — стояли шины зарубежного производства «Barum» (Чехословакия) и «IRC» (Япония)
  • Зеркало заднего вида с торцевым креплением на руле (с базового ижевского автомобиля Москвич-408) к концу 70-х годов перемещается на хомут крепления рычага сцепления
  • Самоклеющиеся надписи на баке и инструментальных ящиках
  • Спидометр с мотоцикла «Паннония» — Т4 или Т5 (Венгрия), «Veglia Borletti» (Италия)
  • Первый советский мотоциклетный генератор с напряжением в сети 12 В (ГП-1)
  • Зарубежное электрооборудование и светотехника:Комбинированные переключатели на руле от японского мотоцикла «Honda» CB350 и соответствующие им рычаги сцепления и ручного переднего тормоза
    Звуковой сигнал «Nikko» YPL 1400 (Япония)
    Задний фонарь «Stanley» (Япония)
    Оптический элемент фары с мотоцикла «Паннония» — Т5 (Венгрия), позже западногерманская «Hella» 1A7 001.140.01. Для стран с левосторонним движением — фирмы «Lucas»
    Замок зажигания PAL (
    Чехословакия) с мотоцикла «Jawa»
    Свеча зажигания «
    Magneti Marelli» CW8N (Италия)
    Светоотражатели на передней вилке «Stanley» RR 30 SAE B67 (Япония)
    Зарубежные аккумуляторные батареи (Япония)
  • Оригинальное (с креплением в фаре) реле поворотов (12 вольт)

1975

  • Карбюратор «Микуни» VM32-89
  • Комбинированные переключатели на руле и замок зажигания (360-82508-42) от японского мотоцикла «Yamaha» RD350 и соответствующие им рычаги сцепления и переднего тормоза
  • Новый вариант боковых светоотражателей и заднего фонаря «Stanley» (040-5469)
  • Изменено крепление направляющего ушка (для пера вилки) переднего тормозного барабана с заклепочного на цельнолитое
  • Оребрение головки цилиндра меняется на обычное «прямое»
  • Под конец года советские указатели поворотов заменяют на японские «Stanley» 23040-037
  • Советский бензиновый кран КР-12 с поясняющими надписями на английском языке

1976

  • Устанавливается советский спидометр СП102. На экспортных устанавливают «Borletti»
  • Новый советский оптический элемент фары ФГ137 (новый светорассеиватель типа «европейский луч»)
  • Появился глушитель с изгибом концевой части (с целью повышения проходимости)

1977

  • Из-за увеличения корпуса воздушного фильтра перемещают:Ручной шинный насос на переднюю трубу рамы около цилиндра двигателя (ранее — под баком)
    Реле напряжения под топливный бак
  • Установка новых амортизаторов задней подвески (без декоративных колпаков)

1978

  • Упраздняется мягкое крепление двигателя
  • Установлен новый советский карбюратор К62М. Для установки манетки управления топливным корректором, имеющимся в нём, введено резьбовое отверстие в трубке руля справа
  • Вместо самоклеящихся надписей на баке вводят пластиковые логотипы с креплением на винтах
  • Постепенный переход на советские комплектующие электрооборудования (с целью унификации с другими базовыми моделями завода):
  • Начало установки противоугонного замказамок зажигания ВК105
    комбинированные переключатели на руле
    задний фонарь

1979

  • Изменение конструкции задней подвески:удлиннена маятниковая вилка
  • Новый спидометр СП102А (в частности изменена толщина стрелки указателя)

1981

  • Прекращён выпуск оригинальных генераторов ГП-1, установка нового, унифицированного с другими моделями завода, генератора (12 В)
  • Установлен новый советский звуковой сигнал С-205Б (12 В) и оптический элемент фары ФГ140 (1982)
-20

Авто
5,66 млн интересуются