Найти в Дзене
Путь к Богатству!

Топливный кризис в России. Бензин скоро будет не найти? В чём причина?

Оглавление

Всем доброго времени суток! Если вы зашли на данную статью, возможно вы уже столкнулись с отсутствием бензина на заправках или повышением цен на него. В этой статье будем с вами разбираться: чем нам грозит топливный кризис и правда ли что бензин на заправках скоро будет не найти.

Если смотреть по статистике, то само производство бензина практически не сократилось. Год к году разница может быть будет небольшие 4-5%, но при этом цены на бензин с июля месяца этого года выросли уже на 4% за бензин соответственно и на 7% за дизель. А если смотреть с начала года то на все 10-17% в зависимости от марки бензина.

Плюсом к этому топливо не просто дорожает, но его ещё и не хватает. На это обратил внимание даже министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев, который выступил с заявлением о том, что в южных регионах России острая нехватка топлива. А учитывая что сейчас идёт сбор урожая, а потом должна начаться посевная озимых - это может грозить прямо катастрофой.

-2

Почему так происходит?

Где наш с вами бензин и почему на него растут цены? Давайте разберёмся! На самом деле, то что сейчас происходит - это не новость, подобное было уже в 2018 году.

Интересно: а что сейчас происходит?
Интересно: а что сейчас происходит?

Смотрите! Наши нефтяники, которые добывают нефть и потом делают из неё нефтепродукты, в том числе бензин и дизель, они поставляют это всё не только на внутренний Российский рынок, но и естественно экспортируют. И если у нас с вами обваливают рубль, то тогда становится выгоднее продавать за границу нежели на внутреннем рынке. Ну потому что за одно и то же сырьё по факту, потом ты получишь больше денег. Так как они продают в долларах, а потом переводят их в рубли, вот тут и появляется дополнительная выгода.

И вот это происходило уже в восемнадцатом году и происходит снова. Экспортёры начинают больше вывозить и меньше оставлять на внутреннем рынке. В прошлый раз для того, чтобы с этой болячкой бороться в 2019 году ввели так называемый топливный демпфер. Звучит сложно давайте попробую объяснить, о чём идёт речь.

Государство определило что цена бензина внутри страны будет фиксированной на 2023 год - это 56900 руб за тонну, соответственно если экспортёры продают его за границу, дороже чем внутри России, то государство компенсирует им 68% от разницы.

Пример! Внутри страны тонну продают за 56900, а за границу например по 70000 разницу от этих сумм 13100 из неё 68% государство им выплатит.

Если же вдруг так получается что за границей бензин стоит дешевле чем у нас, то тогда уже экспортёры доплачивают разницу в бюджет. По большому счёту это не новый механизм, а возврат к Советской практике, где были фиксированы цены и таким образом работала практически вся промышленность, но как не удалось гос регулированию функционировать нормально в Советском Союзе, так не получилось это и сейчас.

Конечно же ни разу не было ситуации когда в Европе бензин стоил бы дешевле чем в России. Во-первых, он там и так всегда дороже потому, что они импортируют нефтепродукты, а во-вторых курсовая разница, курс рубль - евро дополнительно давала маржу нашим нефтяникам. И получилось, что из бюджета пришлось доплачивать и причём доплачивать очень много. В прошлом году, когда резко выросли цены на нефть, бюджет доплатил нефтяникам порядка 2,2 триллиона рублей это 20% от всех дополнительных нефтяных доходов за прошлый год.

Если давать ещё немного конкретных цифр, то на момент написания этой статьи, тонна бензина стоит уже 70000 рублей, а тонна дизеля 72000 рублей. Повторюсь при фиксированной государством цене в 56900 за бензин и соответственно 53 850 за дизель, почувствуйте разницу и оцените размер доплаты.

Следующий важный фактор, который оказал давление на всю бензиновую отрасль, это конечно же специальная военная операция. Бюджет получил очень серьёзную нагрузку появилось много дополнительных статей расхода и доплачивать разницу за экспорт бензина стало не так интересно. Пришёл Минфин и сказал: "Ребята, а давайте мы вам будем компенсировать разницу, но не так как раньше, а в два раза меньше"

То есть следите за руками, производители теряют половину своей доплаты, естественно им внутри страны продавать уже не так интересно, они начинают больше экспортировать. И всё это вместе приводит к чему? А к тому, что растут цены на бензин. Ну а раз цены внутри страны растут, то разница между внутренней ценой и экспортной ценой меньше. И правительство может доплачивать производителям бензина ещё меньше. Что делает для них поставки на внутренний рынок ещё менее интересными. Замкнутый круг.

А почему не продавать только у себя?

Но выскажете, если цены внутри страны растут, то какой смысл экспортировать? Можно же продавать внутри, тогда не будет дефицита бензина и постепенно цены придут в норму. С одной стороны это так, но действует это правило определённый промежуток времени. Потому что когда создавался тот самый топливный демфер там было заложено одно из условий. Что работает вот эта государственная доплата только в случае если цены на бензин растут не больше чем на 20%. Выросли на 21% например или на 25%, всё извините правительственной компенсации вы лишаетесь.

И получается, что какое-то время производители бензина успешно балансировали в рамках вот этих вот 20%. А потом они поняли, что когда цена выйдет за пределы двадцати, то нет смысла вообще поставлять бензин на рынок. Давайте мы сейчас остановимся, подождём цена вырастет сильнее из-за дефицита и тогда-то мы продажи и возобновим, и заработаем своё, и заработаем даже больше, чем с правительственной компенсацией. И в итоге мы получили то, что мы получили - дефицит топлива.

Прибавьте сюда падающий рубль, который делает экспорт ещё более сладким. То есть мы не просто, не будем в России продавать, а мы будем ещё и больше вывозить потому, что в итоге в рублях получим больше.

Дальше все нефтеперерабатывающие заводы, они рано или поздно уходят на капитальный ремонт, либо на так называемое техобслуживание и сейчас как раз подошёл период этого техобслуживания. Что тоже сказывается на объёмах производства бензина.

-4

Плюс опять же санкции спровоцировали то, что мы меньше возим самолётами и кораблями потому, что это либо дороже, либо вообще практически невозможно. А больше перевозим по земле, страна у нас большая возят много, топлива требуется тоже много. Ну а то что бензина не хватает преимущественно в южных регионах, вот это связано ещё и с проведением специальной военной операции. Потому, что вся военная техника требует большого расхода топлива.

А почему не добывать больше?

Вероятно у вас возник вопрос: А почему нельзя нарастить производство так, чтобы хватало и на экспорт и на внутренние продажи? Мы же нефтяная страна, у нас куда палку не воткни везде нефть! Теоретически это возможно, но на практике гораздо выгоднее не заморачиваться с дополнительным производством бензина. А просто продавать сырую нефть на экспорт.

Наверняка вы слышали что на российскую нефть введён так называемый "потолок цен на нефть" 60 долларов за Баррель. И кажется что это прям мало-мало учитывая сколько стоят иностранные марки нефти сейчас это там порядка 90 долларов за Баррель. Но по факту даже эти 60 довольно комфортны для нашего бюджета, особенно учитывая слабый рубль. И тем более комфортны для партнёров как западных, так и дружественных. Санкции обходить довольно быстро научились, существует много разного рода посредников которые так или иначе через третьи руки перепродают нашу нефть.

-5

А иногда даже и посредники не нужны, дружественные страны по такой цене с удовольствием покупают сырую нефть, делают из неё нефтепродукты, тот же бензин или солярку и перепродают, прекрасно на этом зарабатывая. Получается, что и мы вроде как и не в накладе, и они все тоже заработали, такой бизнес и ничего личного. Какой смысл заморачиваться и строить НПЗ внутри России. Особенно сейчас, когда сложно достать комплектующие для заводов и обслуживать и прочее если можно продавать сырую нефть и все с удовольствием её купят.

А нам что с этого?

Казалось бы, а нам с вами, что с этого? Это какие-то большие игры там, больших дядек, мы тут сидим обычные люди нас это всё не касается. Тем более например, если у вас и машина-то вовсе нет, да плевать мы хотели на этот бензин.

Бензин - это очень важный так называемый сигнальный товар для экономики. Цену на него не спрячешь. То есть по всем трассам, по всем дорогам страны стоят эти стеллы на АЗС. И каждый день человек проезжая он видит как цифры там увеличиваются и естественно, он от этого начинает нервничать.

-6

Малый бизнес, средний бизнес когда видит повышение цен на бензин, для них - это сразу маячок, ага надо поднимать цены на товары. Соответственно растут цены на логистику дорожает всё, что перевозят и то что не перевозят в прямую. Услуги, они постепенно тоже дорожают, просто с более долгим временным лагом. И всё это приводит к росту инфляции.

Особенно критичен этот топливный кризис сейчас, осенью. Так как сейчас идёт убор урожая, идёт посадка озимых и это всё потом скажется в конечном итоге на цене, как минимум хлеба. А в итоге вообще рост стоимости всех продуктов.

По идее стоило бы начать вести диалог с производителями бензина, предложить им какие-то плюшки, для того чтобы хотя бы внутри удержать цены на бензин. Рыночными инструментами, а не через гос дотации. Но у правительства есть план "Б". И его предложил тот самый министр сельского хозяйства Патрушев, который не придумал ничего другого кроме как аккуратненько предложить ограничивать экспорт бензина.

К чему это приведёт?

То есть уже говорят о том, что будет составлен список компаний, которые смогут экспортировать за рубеж и те которые не могут. И тем самым экспорт будет несколько ограничен в объёмах, что должно по идее положительно сказаться на цене бензина внутри страны. Но по факту скорее всего, это не поможет. Потому, что у нас уже подорожание больше чем на 20%, от той самой зафиксированной правительством цены. Соответственно компании уже потеряли или теряют в данный момент свою вот эту надбавку в 20%.

А значит они будут, во-первых, сокращать объёмы производства. Если вывозить не дают, а здесь продавать невыгодно. То зачем я буду всё это производить и делать себе в убыток? Я буду тогда просто делать меньше бензина. То есть будет расти дефицит и будет расти цена.

Вывод!

Я написал статью максимально пессимистичную. Я думаю провительство как то договориться с нефтяниками. Но предупреждён значит вооружён, лучше я сейчас распешу худший вариант событи. А вы уже будите готовы к худшему и зарание начнёте принимать какие то меры.

Мой канал больше про инвестиции и я зная такой вариант событий, сейчас активно инвестирую в акции нефтедобывающих компаний. Так как при любом исходе событей - эти компании хорошо заработают. А если у них будет высокая доходность, то и я получу от них высокие дивиденды. Тем самым я уменьшу финансовую нагрузку для себя, когда цены на всё вырастут.

Дузья напишите с какого вы города и какая цена на бензин у вас сейчас?