Найти тему

Итоговое сочинение. Искусство и человек

При подготовке к сочинению третьего раздела «Искусство и человек» самое важное осознать, что произведение искусства – это и книга, и картина, и скульптура, и фильм. Но не все из перечисленного – литературный материал.

Достаточно много тем, подобных этой: «Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?»

Это не значит, что нельзя раскрыть тему на примере картин Левитана, «Лунной сонаты» Бетховена или фильмов Джеймса Кэмерона. Можно, но недостаточно написать исключительно о собственных впечатлениях. Значит, надо привлечь в качестве литературного материла публицистический или научно-популярный источник.

Попробуем сегодня определить, каким материалом можно воспользоваться.

Музыка (это направление мы рассматривали ранее. https://dzen.ru/a/YZ4lJOkI3kdGRbxr?share_to=link )

Художественные книги

В.Г. Короленко «Слепой музыкант»

Т. Цинберг «Седьмая симфония»

Н. Дашевская «Скрипка неизвестного мастера», «Около музыки»

Пэм Муньос Райн «Эхо»

Публицистика

Д.К. Самин «100 великих музыкантов» (из аннотации: «Читатель узнает много интересного из жизни таких выдающихся музыкантов, как Доменико Скарлатти, Никколо Паганини, Ференц Лист, Сергей Рахманинов, Антон Рубинштейн, Александр Скрябин, Вера Дулова, Ванесса Мэй, а также исполнителей джаза и рок-музыки - Луи Армстронг, Чарли Паркер, Эрик Клэптон, Карлос Сантана»)
К.Г. Паустовский «Музыка Верди», «Струна», «Скрипучие половицы» (о Чайковском), «Беглые встречи», «Старый повар» (о Моцарте)

По рассказу «Старый повар» предлагаю несколько вопрос, ответив на которые вы сможете -раскрыть некоторые темы сочинений:

Кто же главный герой рассказа: Моцарт? Старый повар? Музыка или искусство?

-В чем смысл слов «Слушайте и смотрите»?

-В чем смысл названия рассказа?

Живопись (О книгах в рамках это направления тоже была отдельная статья https://dzen.ru/a/YVHOpWGkGE-7VFl-?share_to=link )

В. Порудоминский «Моя первая Третьяковка»

Т. Фишер «Нескучное искусство. От классики до графити»

Елизавета Красная «Герои картин. Жизнь и судьба моделей с известных полотен»

К. Паустовский «Орест Кипренский», «Исаак Левитан»

Е. Каменева «Какого цвета радуга»

И. Долгополов Рассказы о художниках»

«100 великих картин»

Одна из лучших книг в целом об искусстве – это исследование Е. Осетрова «Живая древняя Русь». Избяные орнаменты, хохлома, Кижи, фрески Андрея Рублева – чего там только нет. Сам автор так пишет:

«Моя книга — это размышления по поводу встреч с великими произведениями искусства и литературы нашей страны, с картинами окружающей нас природы».

Разберем несколько тем

1. «Произведение искусства – зеркало или окно в мир?»

Зеркало – это то, что отражает мир. Окно – то, через что мы смотрим на мир. Значит, разница в нашем восприятии искусства. Мы читаем, слушаем музыку, потому что в герое видим себя, герой поступает так же, как мы, он мыслит так же. И книгу для чтения мы выбираем по настроению. Значит, для нас искусство – своего рода зеркало.

Мы читаем, чтобы лучше понять других людей, узнать что-то новое, чтобы иметь возможность путешествовать, не выходя из дома. Тогда произведение искусства для нас –это окно в мир.

2. Почему настоящее произведение искусства переживает своего создателя?

Настоящее искусство раскрывает вечные темы, такие, которые и спустя столетия волнуют читателя/зрителя. Трагедия «Ромео и Джульетта» была написана Шекспиром в 1594 году. Но разве устарела тема любви? Разве и сейчас не случается так, что из-за вражды семей страдают влюбленные, которым запрещают родители быть вместе. Мы ищем в искусстве ответы на вопросы, учимся на ошибках героев, любуемся красивыми пейзажами прошлого, удивляемся величию архитектуры.

Литератор Борис Челышев эссе о Куприне заканчивает правильными словами:

«Год проходит за годом. Писатель всё дальше и дальше уходит от нас в историю. Не стареют лишь его книги».

3. «Беседовать с писателями других веков — почти то же, что путешествовать» (Р. Декарт).

Беседовать с писателем – это читать и осмысливать его книги. Если мы читаем произведение, написанное в 18, или в 19, или в 20 веке, то узнаем многое из того, как жили люди в ту эпоху. В.Г. Белинский, например, роман Пушкина «Евгений Онегин» назвал «энциклопедией русской жизни». Эти же слова можно отнести ко многим классическим текстам. Мы узнаем, как одевались люди, что ели, в каких домах жили, какие традиции существовали. Читая, мы путешествуем во времени без машины времени.

4. Литература и кино: соперничество или сотрудничество?

Интересная тема. И здесь нет вопросов, связанных с литературным материалом, потому что можно раскрыть на примере экранизаций.

Фильм Сергея Бондарчук «Война и мир» (1967 год) отмечен одной из самых высоких наград – Оскаром. Что лучше: фильм или книга, которая до сих пор входит в мировой топ лучших книг? А может, эти два произведения просто дополняют друг друга: качественно снятая лента способствует развитию визуального ряда, что помогает лучше представить и героев, и эпоху. Соперники ли тогда эти два величайших произведения искусства? Вряд ли.

О том, какие экранизации стоит посмотреть, готовясь к Итоговому сочинению, мы делали обзор (https://dzen.ru/a/X5GN8NJjJTgutBuD?share_to=link ). Есть на нашем канале и подборка «Книги и кино», в которой мы делимся своими впечатлениями. Безусловно, вы можете обратиться к экранизации не только классики. Главное – прийти к выводу, чем вы считаете два вида искусства: соперниками или помощниками при создании образа.