Найти тему

Мария Гамельтон: фаворитка на эшафоте

Оглавление

К белому с черными лентами платью Мария не стала выбирать подходящих украшений, предусмотрительно решив, что шея должна быть открыта. Тщательно убрала волосы в аккуратную прическу и стала ждать события, которому были приурочены ее приготовления – собственной казни.

«Мария Гамильтон перед казнью», 1904, Павел Сведомский.
«Мария Гамильтон перед казнью», 1904, Павел Сведомский.

Мария Гамельтон имела шотландские корни, но на исторической родине никогда не была. Однако ее происхождение помогло закрепиться при дворе: уже с 15 лет она стала фрейлиной императрицы. Свой интерес к хорошенькой девушке проявил и император, но надолго его фавориткой она не стала.

Сердечные муки прошли быстро: Мария встретила нового возлюбленного – здесь же при дворе – денщика императора Ивана Орлова. Сделать это было несложно, ведь легкомысленная атмосфера петровских ассамблей располагала к такому развитию событий.

Ассамблеи, введенные Петром Первым. До этого мужчины и женщины проводили время раздельно.
Ассамблеи, введенные Петром Первым. До этого мужчины и женщины проводили время раздельно.

Цепочка преступлений

Свою привязанность к Ивану незамужняя Мария выражала всеми доступными для себя способами с избытком: деньгами и лаской. Ради первого она, когда собственные сбережения кончились, стала подворовывать у императрицы. А следствием второго стали два вытравленных из утробы ребенка и один задушенный ею же после родов.

Иван ответные чувства проявлял с меньшей отдачей. Помимо Марии критически тесно общался с любвеобильной Авдотьей Чернышевой, еще одной фрейлиной Екатерины. Но страшнее было дальнейшее малодушие денщика, значительно сократившее дистанцию Гамельтон к эшафоту.

Авдотья Чернышова
Авдотья Чернышова

Из дворца в Петропавловскую крепость

Есть две версии того, как Мария попала под арест, но в обоих важную роль играет Иван Орлов.

Первая версия.

Мария, желавшая разделаться с соперницей, пустила слух-нелепицу: якобы Авдотья Чернышева сплетничает, что императрица ест воск, отчего у нее на лице появились угри. Ставки были высокими, потому что клевета на царскую особу считалась государственным преступлением. Иван ждал недолго: при первой же возможности с испугу рассказал Екатерине Первой о небылице, придуманной Марией. Императрица вызвала Гамельтон. После строгого разговора девушка созналась, что сама выдумала сплетню. Марию и Ивана отправили в Петропавловскую крепость, а в покоях фрейлины провели обыск. Там обнаружили украденные у императрицы драгоценности и платья. Затем расследование продолжилось допросами служанок: тогда и всплыла наружу страшная история о детях Гамельтон.

Вторая версия

Иван Орлов как денщик написал Петру донос по какому-то случаю, тот положил бумагу в карман, она провалилась за подкладку. Когда император не нашел документ, он посчитал, что Иван его зачем-то выкрал. Вызвал денщика, тот, не зная повода императорского гнева, упал на колени и стал просить прощение за то, что «живет» с Марией Гамельтон, бывшей петровской фавориткой. Тут же выдал всё и о вытравленных и убитом детях.

Наказание

Детоубийство считалось большим преступлением всегда, а при Петре оно стало рассматриваться как угроза государству. Избавляясь от детей, мать или отец лишают страну гражданина, а армию солдата. Известен случай тех времен, когда к казни приговорили легкомысленную женщину, по вине которой сотня солдат заполучили неприличную болезнь: то есть государству был причинен вред, так как они не смогли выполнять свои обязательства, а значит виновник должен ответить головой.

Мария с тремя погубленными душами попадала под этот закон. Суровый приговор не оставил шансов 26-летней женщине.

… девку Марью Гамонтову, что она с Иваном Орловым жила блудно и была от него брюхата трижды и двух ребенков лекарствами из себя вытравила, а третьего удавила и отбросила, за такое душегубство, также она же у царицы государыни Екатерины Алексеевны крала алмазные вещи и золотые (червонцы), в чем она с двух розысков повинилась, казнить смертию.

А что с Иваном?

А Ивана Орлова свободить, понеже он о том, что девка Мария Гамонтова была от него брюхата и вышеписанное душегубство детям своим чинила, и как алмазные вещи и золотые крала не ведал — о чем она, девка, с розыску показала имянно.

О помиловании Гамельтон просили императрица Екатерина и вдовствующая царица Прасковья Фёдоровна (жена Иоанна Алексеевича, брата Петра Первого). Наверняка, Мария ждала доброго жеста даже на эшафоте. В белом платье с черными лентами, аккуратно убранной прической в промозглый мартовский день она стояла перед толпой зевак. Еще был шанс, ведь нередко спасение приходит в самый последний момент. Но это был не тот случай.

Казнь состоялась.

__________________________________________________________________________________________
Если вам было интересно, пожалуйста, поставьте лайк этой истории).

Отдельная благодарность, если подпишитесь на мой маленький канал). Спасибо!