Коллега по ТГ-каналу постарался показать насколько отличается жизнь россиянина от жизни советского человека. В разговоре со знакомой упомянула кой-чего из его текста, а именно про суммы, которыми располагали обычные советские семьи. И тут же мне прилетело: «да, мы на такие зарплаты жили, и могли себе позволить ежегодно на море ездить, лечились бесплатно, квартиру получили…». В общем, обычный набор.
Ну и давайте смотреть:
В отпуск мы действительно могли съездить на море. Можно было и путевку в санаторий купить. Действительно денег хватало и на проезд, и на то, чтобы что-то купить. А сейчас разве не хватает? Хватает. Это во Владивосток съездить может не хватить зарплаты и отпускных, а на море - хватит. Я имею ввиду российские курортные города.
Не хватает пенсионерам? Так и в СССР пенсионерам не хватало, и они работали, по большей части на тех же предприятиях и в тех же должностях.
Ипотека – это хреново. Оꞌкей. В СССР, чтобы получить жилье – ту же квартиру – нужно было отработать на предприятии от 10-до 15 лет – это минимум. Пришел на предприятие токарем 4 разряда, со временем получил высший – 6 разряд. Максимум «карьерного роста» – бригадир. Зарплата в диапазоне от 105 до 380 рублей. Встав в очередь на квартиру человек уже не может перейти на другое предприятие потому что теряет и место в очереди.
В СССР было еще, как минимум, два способа получить жилье – устроиться работать туда, где есть ведомственное жилье. Чаще всего такое жилье было в небольших провинциальных городах, где градообразующим фактором выступали одно-два предприятия. Снабжались такие города по остаточному принципу.
И можно было выстроить кооператив. В Перми, на городских рабочих окраинах (поближе к заводским проходным) двухкомнатная хрущевка стоила примерно 2200. В зависимости от цеха, в котором работал человек, оплата труда составляла от 120 до 400 рублей. Справедливости ради, 400 и выше – это большой стаж работы на данном предприятии и сверхурочные, то есть человек отработал не менее десяти лет на одном месте. Вот тогда, если он пришел на работу в 7 утра и ушел в семь вечера, работал в выходные и праздничные дни, он мог рассчитывать на подобные суммы.
Авралы… Вечные авралы. На любом предприятии. Конец месяца – это какая-то кара господня.
Сегодня, взяв ипотечный кредит, человек может работать, где угодно. Устроился на одно предприятие, поработал, что-то не понравилось – перешел на другое. Маленькие зарплаты – переехал работать в другой регион. Человек не привязан к месту работы, к городу, региону. Это одно. Другое. Даже если человек участвует в долевом строительстве, то отдельное жилье у него будет через два года.
В СССР человек был привязан к своему жилью. Максимум, что можно – обменять, но менять жилье, чтобы переехать в другой город, люди опасались. Просто не всегда была возможность съездить посмотреть даже не квартиру, сам город.
Снабжение
Как у нас нынче дела с «синими птицами»? Кто-то еще помнит, что это такое и сколько этакое надо варить? Кстати, дамы, родившиеся в конце 80-х и выше, умеете потрошить птицу?
А, да… Совсем забыла, за курой же надо было очередь выстоять. Ну или заказать в столе заказов и с нужной вам, замороженной курицей, получить два пакета лаврового листа, килограмм муки, две банки кильки в томатном соусе и четыре пакетика супов, быстрого приготовления.
У кого как, а вот у нас, в Перми, одно время, при варке «синей птицы» получался рыбный бульон. Говорили, что куриц кормят рыбной мукой.
Мясо – говядина, свинина – это в только в кооперативных магазинах или на базаре. Яйцо, сливочное масло, кофе растворимый, греча ядрица – продукты из разряда тех, что «выбрасывали». Так и говорили: «сегодня в «первом» гречку выбросили», очередь была огромная, давали по килограмму в руки». Это значило, что в центральном гастрономе продавалась греча.
Как правило «выбрасываемых» товаров хватало на несколько часов и нескольким сотням жителей миллионного города.
Стиральные порошки, мыло, туалетная бумага, колготы, носки – входили в разряд дефицитных товаров.
А картошечку советского образца, которую продавали в овощных отделах или специализированных овощных магазинах помните? А свеколку, морковочку, лучок, капустку? Из килограмма картофеля до двухсот грамм земли. Морковка тоже с землей и хорошо если не гнилая. Огурчики и помидорчики по зимней поре – это что подснежники в январе – никогда такого не было.
Советскую сферу услуг не зря ругали, потому что ее не было, этой сферы. И хамство продавцов – это норма жизни.
Свежая рыба – дефицит. Минтаю радовались как родному.
Нет, я конечно помню времена, когда в бакалее продавали консервы из китового мяса, в рыбных магазинах – паюсную икру из бочек, а также трепангов, морских ежей, палтуса, сигов... В витринах булочных красовались плитки фруктового чая, перемежаемые помадкой, драже и «морскими камушками». Пирамидки прессованного какао, прекрасно сочетались с банками концентрированного и сгущенного молока. Только все это закончилось в наших «пенатах» к 1975 году.
А вот сыра, кстати, в Перми в советский период, было завались – хоть плавленых сырков, хоть твердых сыров – сырки «Дружба» и сыр «Российский». И вообще, молочные продукты были всегда – молоко пастеризованное и разливное, кефир, сметана – все. Ни йогуртов, ни ряженок, ни прочих изысков.
Летом помидоры, огурцы начинали продавать со середины июня и торговали свежими овощами до конца августа. Всегда было много арбузов, а за дынями приходилось «погоняться» по городу. Из фруктов продавали сливу и виноград. Яблоки были круглый год.
В Пермь почему-то никогда не привозили тыквы и кабачки. Хорошо знаю, что в Волгограде тыкв было завались, не знали куда девать… Чего б и до нас не довезти?
По сути, у нас было не самое плохое снабжение в городе. Что-то сами выращивали, что-то завозили, хоть и с перебоями. А вот в деревнях или маленьких городах – снабжение было в разы хуже. Там и хлеб был дефицитом.
Бытовая техника, мебель и прочее
Все, что относилось к бытовой технике можно было купить только «по записи». Вы давно записывались на «холодильник» или «стиральную машину». А не пробовали занять очередь за бумажными обоями в пять утра и стать счастливыми обладателями этого дефицита в полдень следующего дня? На мебель, кстати, тоже надо было записываться. Там очередь месяцами шла.
В нашем городе выпускались велосипеды «Кама», для того чтобы купить такой, нужно было иметь блат в «Спорттоварах». Зато в Александровске (город в Пермской области) Центральный универмаг этими велосипедами был забит, их не покупали – дорого и столько детей нет, сколько есть велосипедов. А взрослым они нафиг не нужны. Там главный транспорт – «Муравей» с тележкой.
Как давно вы кипятили белье? Кто-то еще помнит что это такое? Причем кипятить нужно было с хозяйственным мыло, которое предварительно настрогать на терке. Есть в вашем хозяйстве терка для мыла? А в СССР был такой аттракцион: стирка постельного белья.
Это когда сначала белье на несколько часов замачивается в мыльном растворе, потом прополаскивается, потом загружается в бак с мыльной стружкой и кипятится минут 30-40. Из бака с кипятком белье доставали большими деревянными щипцами, перекладывали в таз и волокли в ванну. Потому что стиральная машинка стояла именно там. Балье перекладывали из таза в машинку и жали кнопочку «старт». Несколько раз. Потому что один цикл – это пять минут. После белье, вновь щипцами, пропускали через валики – отжимали так – и перекладывали в ванну, где ручками, в нескольких водах полоскали. Полоскать пододеяльники – счастье еще то, хотя… отжать пододеяльник – вот это подвиг. Ну а после, развешивали чистое, выстиранное белье, в коридоре или комнатах. Лоджии и балконы были не во всех квартирах.
В 60-70-х годах можно было и на улице развесить белье, на специальных площадках. А в восьмидесятых на это уже никто не решался, хоть площадки такие и были.
Городской транспорт в СССР – это давка и духота летом и давка и ходод – зимой. Пробок правда не было, зато автобусы ломались часто и дожидаться их приходилось долго. Но стоил проезд всего шесть копеек.
О! Кстати. Большие стиральные машины-автоматы стояли на многих предприятиях, где требовалась стирка, были и условно бытовые стиральные машины-автоматы и ими могли пользоваться все желающие. Условно-бытовые, потому что такие машины устанавливались в прачечных при банях и да, туда можно было приходить и стирать. Времени и сил эта услуга отнимала меньше, но только не везде такой «сервис» был. Не во всех городах.
И еще. Кто-то знает, что в СССР выпускались микроволновые печи? С 1978 года был налажен серийный выпуск микроволновок. Но что-то я не помню, чтобы в квартирах советских граждан такая бытовая техника была. А вы?
Медицина, образование
Я не собираюсь ругать советскую медицину и советское образование. Есть ли за что ругать? Есть. Точно так же как и сегодня. Но и в СССР, и в Российской Федерации лечили и учили люди. И кому-то из нас – повезло и с врачами, и с учителями, а кому-то не очень.
Мне довелось поучиться в двух школах. Одна, как в советское время – дрянь, так и сегодня – дрянь, хоть и носит громкое название «гимназия». Вторая… Только поклониться могу, за все, что для меня сделали замечательные педагоги средней общеобразовательной школы № 43 города Перми.
И ровно тоже самое о медиках скажу – низкий поклон. И советские врачи, и российские, даже в самый страшный период – 90-е годы – жизнь людям спасали. И мне спасли.
Сегодня принято ругать ЕГЭ… Кому хочется поругать – найдите в сети задания по любому предмету и попробуйте ответить. А потом скажите, что знания при этом не нужны, думать не надо и анализировать там нечего.
И имейте в виду, что при системе Единого государственного экзамена, знания проверяются только один раз и для всех российских школьников задания одинаковы. ВУЗы принимают абитуриентов на основании балла ЕГЭ. Отправил документы в несколько учебных заведений и жди ответа. Приняли – едешь и отдаешь оригиналы документов, устраиваешься в общежитие, если будешь учиться в другом городе.
В СССР нужно было сдать русский язык – письменно (сочинение), литературу – устно, математику – устно и письменно, физику, химию, иностранный язык, историю. Всего шесть предметов и восемь экзаменов. После экзаменов получали аттестат и шли подавать документы в ВУЗ или СУЗ. Как и в школе сдавали при поступлении несколько экзаменов, получали балл, к которому добавлялся балл аттестата и… поступали или не поступали. Не поступили в этот ВУЗ и больше в этом году вы уже никуда не поступите.
Поступать в столичные ВУЗы ехали только те, кто закончил школу с золотой медалью. С серебряной тоже можно было попробовать поступить, но шансов меньше. Ну и представьте, что ехать поступать в другой город – это деньги на дорогу, деньги на проживание. Лимита – это, по большой части те, кто не смог поступить и устроился работать на какой-нибудь завод, поскольку у заводов, крупных промышленных предприятий были общежития. Возвращаться домой…
Ну, если дома пять-шесть человек проживают в двухкомнатной квартирке, из учебных заведений – профессионально-техническое училище, которое готовит сварщиков, токарей и поваров-кондитеров, градообразующее предприятие з-д по производству цемента, вспомогательное производство – хлебозавод, три магазина, одна парикмахерская, одна больница, две аптеки и клуб – вернетесь? Никто не говорит про то, что человек не любит свою малую родину. Речь о том, что при всей его любви, работать он сможет только на цементном заводе и лет через двадцать обрастет хроническими заболеваниями, с которыми ни одна больница не справится. Ну или, уедет в областной центр и так же, через завод и общежитие будет устраивать свою жизнь.
***
Я понимаю, что на всё, что я написала, найдется кто-то, у кого будут возражения по каждому слову. Но очень хочется надеяться на то, что кто-то и задумается о том, что трагедия – развал Союза Советских Социалистических республик – во многом вещь закономерная.
Я помню СССР. Мне, пусть совсем чуть-чуть досталось пожить и в тот период, когда страна действительно была еще «на высоте». А потом был упадок, но не застой.
Пока мы были детьми, пока учились в школе, проблемы страны нас мало трогали. И никакие политинформации нам были, простите, не указ. Ну послушали и послушали, время провели. Нам тогда рост цен, инфляция, кризис, безработица – ни о чем не говорили. Совсем не о чем. Абстракция. Это потом, много позднее, эта абстракция приложила нас со всей своей силой, а тогда, в школьные годы…
Но вот уже когда стала работать самостоятельно многое мне казалось диким. А уж командировки….
Именно благодаря командировкам и стало видно насколько мы странно живем. Я помню Казань середины-конца восьмидесятых – грязь. Центр города, а пройти невозможно.
Я помню Волгоград – чисто, просторно, особенно в молодых районах и огромные очереди за лимонами, огромные горы арбузов и тыкв, перед магазинами, помидор – завались.
Я помню Таллин – сказка, есть все. Что такое очереди – никто не знает, крохотные ресторанчики и кафе, в подвалах. Пообедать можно буквально за копейки.
Тарту – город студентов и преподавателей, Ангельский мостик…, а потом из Тарту в Питер- Ленинград и замусоренные кассы аэрофлота и загаженный Грибоедовский канал, Нева, густо засыпанная окурками.
Я помню Баку – город, который разительно отличался от всего, что я когда-либо видела. А горы, а «Девичья Башня», а неповторимый колорит и ощущение, что ты попал в иное измерение? И, кстати, единственный город, где на русских смотрели свысока. И мужчины, и женщины. Зато в селах зазывали в гости и все время норовили накормить и напоить. Молодое вино и люля с дымком – это что-то потрясающее.
Я помню Львов – город, состоящий из плавных линий, помню светлый камень его мостовых.
На самом деле я много чего помню, в том числе и заснеженную Читу и с ее пронизывающим холодом – дышать больно, а надо работать…
Это крохотный кусочек СССР, того каким он был, со всеми его проблемами, экономной экономикой, при которой потратить было необходимо все, что было выделено и не важно куда и на что тратить, важно записать трату в правильную графу.
Я помню СССР и советских людей, что ругались в транспорте и в очередях. Я помню СССР в криках – «по кило в одни руки»; в шепотках – «девочка, девочка, встань к нам, нам еще килограмм нужен»; в спорах о том, что и сколько садить на участке…
И я не хочу, чтобы все это когда-нибудь повторилось.
Мной открыт проект «Нацизм германский, нацизм украинский» на платформе «sponsr».
Раздел «Нацизм украинский» пополнился дополнительными материалами.