Положа руку на сердце, кино свойственно приукрашивать действительность. Главное, не сорваться в крутое пике, когда поверить авторам становится совсем уж затруднительно. В подборке – 4 советских фильма, при просмотре которых иногда хочется заявить примерно как Станиславский: «Не верю!»
1. «Кубанские казаки» Ивана Пырьева (1949)
Ярчайший образец советского «большого стиля», в котором царила донельзя отлакированная картинка, а реальные проблемы оставались за кадром. Льющееся через край колхозное изобилие, да ещё и в первые послевоенные годы никакого отношения к реальности, очень мягко говоря, не имело. Большинство зрителей над кинобылиной посмеивалось, но по понятным причинам помалкивало. Остальные осторожно полагали, что перспективы настолько сытой и беззаботной жизни ожидают страну в ближайшем или не очень будущем.
Что до художественных достоинств, они у «Кубанских казаков», безусловно, налицо – динамичный сценарий, замечательные талантливые актёры, приятные глазу и слуху любовные линии. И ноль какой бы то ни было исторической правды, увы.
2. «Большая семья» Иосифа Хейфеца (1954)
Фильм повествует о потомственных корабелах, которые не мыслят себя без родного завода. Ну и без родной идеологии – настолько, что разговаривают между собой в обычной жизни слоганами о рабочей чести с пропагандистских плакатов. По этой же причине герои либо неправдоподобно положительны, либо до отвращения отрицательны и чётко делятся на настоящих советских людей и чуть ли не врагов всего рода человеческого.
Плохой герой бросает девушку беременной – хороший тут же спешит к ней на помощь. Разумеется, у него уже есть полученная от завода отдельная квартира для молодой семьи с ребёнком. Плохая жена не разделяет увлечённости мужа работой и по непонятным причинам хочет, чтобы муж иногда вспоминал о её существовании – тут же находится хорошая женщина рядом, увлечённая работой не меньше. И так далее - добро везде уверенно побеждает зло.
3. «Русский сувенир» Григория Александрова (1960)
Фильм был снят в жанре агиткомедии и потерпел полное фиаско. Демонстрировать очередное произведение советского комедиографа №1 приходилось в пустых залах, поэтому его быстро сняли с проката и убрали с глаз долой в архив.
Тому было несколько причин. Откровенно слабый сценарий из тех, что принято называть «развесистой клюквой», не спас даже крепкий актёрский ансамбль. Зрители к началу 60-х уже порядком устали от излишне политизированных сюжетов на тему противостояния «двух миров - двух систем». Но главным провалом фильма стала почти 60-летняя Любовь Орлова, исполнявшая роль девушки на выданье Варвары Комаровой. Но это были ещё цветочки: через десяток лет Орлова продолжит пополнять свою галерею молодых героинь в фильме «Скворец и Лира».
Кстати, на роль бабушки Варвары Комаровой Александров приглашал Фаину Раневскую. Фаина Георгиевна за словом в карман не полезла: "Гриша, креста на тебе нет. Мы же с Любочкой ровесницы. Ты представляешь сколько мне должно быть лет, чтобы я сыграла её бабушку!? Стоко не живут!"
4. «Скворец и Лира» Григория Александрова (1973)
Наверное, такая преданность режиссёра своей музе заслуживает уважения и даже восхищения. Григорий Александров взялся за постановку сценария, главной героине которого лет 25-30, отдавая главную роль своей 71-летней супруге. В Госкино понимали, что картина обречена на провал, но пошли на попятную из уважения к регалиям Григория Васильевича и Любови Петровны. Попытки уговорить мэтра ни к чему не приводили. Вот что вспоминал зампред Госкино Борис Павлёнок:
«Так и снимали — руки и ноги были других актрис. Но Александров уперся, и всё. У него тогда уже начинался маразм. Стали думать, как ему объяснить, что фильм не выйдет, чтобы не убить его этим известием, и придумали. Позвали его и говорим:«Знаете, мы не можем выпустить вашу картину по международным обстоятельствам. Между нашей разведкой и американской после оккупации Германии был договор, что ни они, ни мы там своих шпионов держать не будем. А вы сняли картину о том, как в Германии работают разведки. Будет крупный международный скандал. Мы вас хотим уберечь от этого».И Александров, довольный до невозможности, что он стал фигурой такого масштаба, поехал домой».
Фильм предсказуемо лёг на полку, но спустя некоторое время его всё-таки показали массовому зрителю. Но лучше бы этого не делали: «Скворец и Лира» молниеносно удостоился множества язвительных насмешек. Название фильма переиначивали, издеваясь над почтенным возрастом исполнительницы главной роли: «Склероз и Климакс», «Склероз и Липа», «Творец и Липа», «Маразм и Дива» и т.д. Так публика отреагировала на неосмотрительное появление в кадре пожилой актрисы в подвенечном платье. Ну и на откровенную липу сюжета в целом.