На сегодняшний день влияние Армении на карабахский регион сведено почти к нулю. Фактически единственная возможность для Армении показывать свою приверженность идее свободного Карабаха - это международное давление на Азербайджан.
Влиятельная армянская диаспора действует от Парижа и Вашингтона до далёкого Бейрута, и наносит чувствительные удары по Азербайджанской дипломатии. Обвинения в блокаде, геноциде, этнической чистке и всех смертных грехах, требования к западной дипломатии ввести санкции против режима Алиева - всё это сильно раздражает официальный Баку.
В связи с этим азербайджанское правительство выдвигает ряд требований к армянской стороне:
1) прекратить международную истерику по блокаде Карабаха
2) вывести все армянские вооружённые силы с территории Карабаха (Азербайджан их оценивает в 10 тысяч, и настаивает, что они подконтрольны Армении, а не сепаратистскому режиму)
3) подписать и ратифицировать в армянском парламенте мирный договор, где Армения официально признаëт Карабах частью Азербайджана.
4) прекратить финансировать сепаратистский режим в Карабахе.
Если Армения выполняет эти условия, то Азербайджан готов снизить напряжение на армяно-азербайджанской границе и не поднимать вопрос западных азербайджанцев - официальное название в Баку азербайджанских беженцев из Армении.
К тому же у Азербайджана есть ещё одно дополнительное требование: зангезурский коридор. После взятия под контроль лачинской дороги (установка ППП на мосту Хакари), Азербайджан не сильно педалирует эту тему, однако и не до конца забывает о ней. По всей видимости, Алиев припрятал этот козырь (или джокер) в рукаве, чтобы вытащить его в самый неожиданный для Армении момент.
В целом две закавказские республики готовы подписать мирный договор до конца этого года, но каждая имеет свои красные линии, которые при всём желании не может перейти.
К тому же на обоих лидеров осуществляется серьёзное давление, требующее не уступать "ни на шаг!" У Пашиняна это армянская диаспора и оппозиция внутри страны, у Алиева это общественная реакция внутри страны и влияние внешних игроков, таких как Турция.
В целом, Алиев более субъектен в своих решениях, однако общественное мнение внутри Азербайджана настроено настолько радикально, что у Алиева практически не остаётся пространства для манёвра и уступок.
Алиев сделал однозначную ставку на союз с Турцией, и в 2020 году это принесло ему успех. Однако сейчас на дипломатическом поприще ему не удаётся сломить проармянский тренд в западных элитах.
Алиев не хочет полностью порывать с Западом, слишком тесные экономические связи есть у него и с Европой, и с Британией, и с американскими корпорациями. Поэтому он продолжает говорить о мирной интеграции армян Карабаха в государственное лоно Азербайджана.
На сегодняшний день это скорее кажется мифом, чем реальностью. Вряд ли армяне станут проверять, каково им будет житься под контролем азербайджанской полиции и по соседству с азербайджанскими семьями и домами. Решение о добровольном переезде в Армению будет принято за день до входа в населённый пункт азербайджанской полиции. В этом нет никаких сомнений.
Что же касается десятитысячной группировки вооружённых сил на территории Карабаха, то Азербайджан намекает, что пока мы готовы их выпускать в одном направлении в сторону Армении, притворяясь, что мы верим в их сказки про студентов. Но лавочка может закрыться в любой момент. Поэтому господа студенты, не упустите свой шанс.