Па́возок это небольшое плоскодонное парусно-гребное судно, которое применяли на реках Русского Севера для перевозки грузов и при разгрузке судов на мелководье. В других российских регионах эту лодку также именовали как: "Па́узок", "Па́ужина", "Разгру́зок". В словаре В. Даля имеется такое определение: "Па́узок, па́возок м., па́ужина ж. - речное мелководное судно, для перегрузки клади с больших судов на мелководье; вообще небольшой дощаник. Па́узить товар, кладь, -ся, перегружать, по мелководью, на па́узки". Обычно это судно имело одну мачту, шесть вёсел, якорь весом около 9 пудов на верёвке из льна длинной 20 - 36м (10 - 18 сажень). Павозок строили в Вологодской губернии на реках Сухона, Юг и Вычегда, а также его применяли в Архангельской губернии при транспортировке льна, пеньки и пёка (остаток от перегонки дёгтя) по реке Северная Двина. В зависимости от места строительства, они могли различаться в размерах и в отдельных элементах конструкции. В Архангельске часто бывало, когда павозок делали путём покупки и переделки (убирали крышу) шитиков и барок. Длина корпуса павозка составляла обычно около 12 - 18м (40 - 60 фут.), ширина была 2,5-4м (8-13фут.), осадка 0,9 - 1,2м (3-4 фут.), а грузоподъёмностью он был около 19 - 26 тонн (1200 -1600 пуд.). Команда состояла из 4 - 5 судорабочих. В движение судно приводилось шестью вёслами или прямым парусом. Кроме перевозки грузов, павозок брали сопровождать большие речные суда и применяли для перегрузки товаров и грузов во время прохождения мелководья. При доставке груза до места, павозок, как и прочие подобные суда, обычно разбирали на дрова. Возвращать его обратно против течения не было смысла. Кроме этого, павозок могли использовать в качестве паромной переправы, только в отличие от речных паромов, у павозка не было палубы или настилов для заезда конных повозок. Когда стали появляться речные пароходы, то павозки применялись для снабжения их углём.
Павозка, который ходил в низовьях Северной Двины Архангельской губернии.