После выхода игры «Frank Herbert's Dune» и мини-сериала «Дети Дюны» практически 20 лет не выходило нового контента по «Дюне». Но только не в книжном мире. Брайан Герберт и Кевин Андерсон с упорством парового экскаватора выдавали на суд общественности по одной книге в год. После того, как они закончили с «Прелюдией Дюны», замахнулись на «Легенды Дюны». Новая трилогия закидывает читателя еще дальше в прошлое, на 10000 лет назад во времена, когда началось... восстание против машин.
Восстание против машин, или же Батлерианский джихад, является полезным сюжетным приемом для Фрэнка Герберта. Создавая вселенную, которая отвергла сознательные машины и превратилась в феодальную организацию, Герберт сосредоточился на социальных, религиозных и философских проблемах, игнорируя научно-техническую составляющую. Следовательно, Герберт использует сагу о Дюне, чтобы прокомментировать состояние человека и проводит прямые параллели с текущими социально-политическими реалиями.
Название – явная аллюзия на Сэмюэля Батлера, в частности его антиутопический роман «Эревон» 1872 года. Книга представляет собой сатиру на викторианское общество и промышленную революцию, и рассказывает про вымышленную страну Эревон. Особенностью Эревона является отсутствие машин. Это связано с широко распространенным среди эревонцев мнения о том, что машины потенциально опасны. Знакомо, не правда ли?
Прочитав недавно опубликованную (разумеется на тот момент) книгу Дарвина «О происхождении видов» (1859 год), Батлер написал ряд статей о том, что машины могут развить сознание путем естественного отбора. Разумеется, никто не принял их всерьез. Тогда Батлер написал несколько глав «Эревона», которые объединил в «Книгу машин». В них рассказывается о потенциально опасных идеях машинного сознания и самовоспроизводящихся машинах. И как люди принялись уничтожать машины из страха, что они превзойдут их в развитии. Учитывая год написания, сражаться людям приходилось с паровыми машинами. Роман является одним из первых, в котором исследуются идеи искусственного интеллекта. Джордж Оруэлл (автор антиутопий «Скотный двор» и «1984») похвалил книгу и сказал, что во времена, когда Батлер писал «Эревон», требовалось воображение очень высокого порядка, чтобы увидеть, что механизмы могут быть как опасными, так и полезными.
Причем, это была не такая уж фантастика даже по тем временам. В 1811 году произошло восстание луддитов. В ходе промышленной революции луддиты выступали против внедрения машин. Они считали, что машины вытесняли из производства людей, что приводило к безработице. Движение получило свое название в честь некоего Неда Лудда, который, якобы, единолично уничтожил в неравной битве два чулочных станка. Исторически не подтверждено, существовал ли Нед Лудд или нет. Английское правительство решило защитить машины и выставило против луддитов армию. Но те не сдавались. И уже вели бои не с беспомощными машинами, а с вооруженными войсками. В какое-то время войска занимались подавлением луддитских восстаний сильнее, чем сопротивлением Наполеону на Пиренейском полуострове. В итоге восстание было подавлено, а уничтожение машин было объявлено преступлением, караемым смертной казнью.
Но, вернемся на Дюну.
Батлерианский Джихад также иногда именуют Джихад Слуг. По сути это просто дословный перевод. Butler с английского переводится, как «дворецкий».
Фрэнк Герберт в своих романах не вдавался в детальное описание Батлерианского Джихада. Это было настолько величественное событие, что летоисчисление вселенной Дюны ведется не от Рождества Христова, а от победы человечества над мыслящими машинами. Батлерианский Джихад так или иначе упоминался во всех книгах Фрэнка Герберта (посвященных Дюне, разумеется). В «Энциклопедии Дюны» были предприняты первые попытки описания этого события, которое было покрыто тайнами и обросло мифами. До тех пор, пока Брайан Герберт и Кевин Андерсон не решились написать новый цикл - «Легенды Дюны». Некогда событие, имеющее сакральное значение для вселенной «Дюны», благодаря перу (или же перьям) Брайана Герберта и Кевина Андерсона превратилось в банальную боевую фантастику.
Начнем не с «Легенд Дюны», а с «Энциклопедии Дюны». Согласно представленной в ней информации люди планомерно доверяли искусственному интеллекту все больше и больше функций. Сначала машинам доверили торговые функции, как следствие и логистику, а именно, перемещение в космическом пространстве. Машины прекрасно справлялись со своими обязанностями. Тогда им доверили и административные функции. И все шло своим чередом, до тех пор, пока Джеанна и Тет'р Батлеры не потеряли ребенка. Оказавшись в больнице Джеанне объявили, что ее ребёнок очень больной и не сможет выжить. Без ее согласия и ведома врачи произвели аборт. Но, будучи жрицей, набирающего силу молодого ордена Бене Гессерит, Джеанна была абсолютно уверена, что ребенок не был настолько слаб. При помощи своего мужа, она выяснила, что это далеко не единичный случай. Директором больницы являлся самопрограммирующийся искусственный интеллект, который поставил программу неоправданных абортов на поток.
Используя навыки Бене Гессерит и административные возможности Тет'ра, Джеанна организовала движение по ослаблению контроля мыслящих машин. Узнав правду люди ужаснулись. Они сами отдали власть машинам, которые на протяжении столетий контролировали их мыслительные и эмоциональные особенности, по факту превратив людей в безвольных и недалеких рабов. Разумеется, человечество воспылало праведным гневом. Но без поводыря оно было слепо и беспомощно. И такой поводырь нашелся. Вот только это была не сдержанная и рассудительная Джеанна, а безумная в своей фанатичной вере Урания. Эта дамочка возвела борьбу с машинами в абсолют — она задалась целью уничтожить все, что отдаленно напоминает мыслящие машины вплоть до калькуляторов, совершенно не заботясь о последствиях.
Как известно, человечество преуспело в борьбе с машинами. Была даже создана Оранжевая католическая Библия, которая извращала христианские заповеди на свой манер. Например, на место знаменитой «Не создай себе кумира!» пришла «Ты не должен создавать машины по подобию человеческого разума!» Уничтожение мыслящих машин остановило экспансию человечества в космос и «откатило» в технологическом плане далеко назад. Именно этим объясняется существование космической феодальной империи под контролем одного Великого Дома на протяжении тысячелетий. Не вдаваясь в подробности Фрэнк Герберт умело противопоставлял религиозное рвение техническому прогрессу.
В трагедию человечества, созданную Фрэнком — веришь. Хотя бы потому, что события не противоречат человеческой натуре. Леность и гордыня привели человечество на порог гибели. Ужаснувшись своим деяниям, люди ударились в другую крайность — религиозный экстаз.
У Брайана Герберта и Кевина Андерсона становление машин обставлено с куда большим размахом и меньшим смыслом. Итак, к власти в Старой Империи пришли некие Титаны. Группа революционеров, захвативших власть. Они взяли себе имена известных исторических личностей: Агамемнон, Барбаросса, Ксеркс, Юнона, Данте и другие. После победы они поделили империю между собой, хотя формально лидером оставался Агамемнон.
И хотя технологии позволяли отсрочить старость на столетия, смерть была неизбежна. И тогда Титаны прибегли к радикальному решению — переместили свои мозги из умирающих человеческих оболочек в механические тела. Подобных киборгов прозвали саймеками (в распространенном переводе, кимеками). А дальше началось странное. Люди, одержимые властью настолько, что дабы не лишиться ее отринули все человеческое, просто взяли и отдали управленческие функции на откуп искусственному интеллекту. А сами пустились во все тяжкие: в основном секс и насилие. Попустительство со стороны Титанов привело к тому, что разрозненный ИИ сформировался в новую единую форму разума, осознавшую себя как личность — Омниуса. Омниус быстро подчинил себе Титанов, хоть и был не в силах их уничтожить из-за защитных алгоритмов, созданных одним из Титанов, Барбароссой. Чтобы управлять Империей Омниус скопировал свое сознание в гелиевые схемы и разослал в разные звездные системы. Фактически это был все тот же Омниус с главным центром на Земле. Вся информация стекалась в центр и распределялась с помощью кораблей обновления. Да, все верно, всемогущий искусственный интеллект обновлялся и обменивался информацией исключительно при помощи физических носителей, что делало его очень уязвимым.
Между Титанами и Омниусом сохранялся паритет: Титаны зависели от Омниуса, а он был не в силах их уничтожить. Тогда они (Титаны и Омниус) переключили свое внимание на Лигу Благородных. Это была группа независимых планет, на которых искусственный интеллект не получил широкого применения. Лига и мыслящие машины во главе с Омниусом начали долгую войну на истощение.
Казалось бы, обычная война с машинами. При чем тут Батлерианский Джихад? А это самая слабая часть «Легенд Дюны».
Началось все с того, что один из роботов Омниуса попал в ледяную ловушку. Будучи отключенным от Омниуса и не имея контактов с другими разумными существами, он занялся самообучением. Не имея информации из внешнего мира, он принялся размышлять над различными философскими концепциями. И уже после своего спасения он отказался от синхронизации с Омниусом и стал первым и единственным независимым роботом. Он взял себе имя в честь древнего мыслителя Эразма Роттердамского и принялся за поиски логических закономерностей в иррациональных и случайных действиях людей. Для того, чтобы лучше понимать людей он окружил себя различными атрибутами роскоши. Но не добившись понимания человеческой сущности перешел к экспериментам на живых людях. Будучи роботом лишенным морали эти эксперименты, разумеется, были жестокими, и в лучших традициях отряда 731 приводили лишь к смерти и страданиям.
Особые «отношения» у Эразма сложились с Сереной Батлер. Знакомая фамилия, не так ли? Серена — дочь Маниона Батлера, вице-короля Лиги Благородных. Возмущенная бездействием Лиги, она попыталась отбить Гьеди Прайм у мыслящих машин. Это, в принципе, ей удалось, но сама она попала в плен и была доставлена на Землю в распоряжение Эразма. Уже в плену она познакомилась с сыном Титана Агамемнона, Ворианом Атрейдесом, к которому со временем начала испытывать симпатию. Серена была умной, смелой и волевой женщиной, бросающей вызов роботу, что Эразму нравилось. Вот единственное, что не понравилось Эразму, так это рождение у Серены ребенка от Ксавьера Харконнена. Ребенка она назвала в честь своего отца Манионом и уделяла ему все свое время. Эразм решил, что ребенок лишь мешает. Тогда он стерилизовал Серену, а ребенка скинул с балкона своего замка. В итоге это лишь разозлило Серену и открыло глаза Вориану на власть машин. Смерть Маниона, которого окрестили Мучеником, привела к началу Батлерианского Джихада.
Не геноцид младенцев в промышленных масштабах, а смерть одного ребенка.
Мыслящие машины захватывали планету за планету, помножая на ноль недовольных людей — неинтересно.
Существует весьма неумеренная оппозиция в лице Лиги Благородных со своей армией, которой командует весьма успешный военачальник Ксавьер Харконнен — игнорируем.
Один робот убил младенца — Джихад!
Но не Серена Батлер возглавила Джихад, хоть и ее фамилия стоит в названии. Возглавил его некий Иблис Гинджо. И тут авторов бы привлечь за оскорбление чувств верующих. Джихад - понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха, или же в привычном понимании, борьбу за веру. Иблис — имя джинна, который благодаря своему усердию достиг того, что пребывал среди ангелов, но из-за своей гордыни был низвергнут с небес. По сути аналог Люцифера в исламе. Не даром еще Данте говорил:
«Я не один в Болонье образец
Слыхал того, как бес ко злу привержен, —
Промолвил брат. — Он всякой лжи отец».
И вот Иблис возглавляет Джихад. Что может пойти не так?
Разумеется, Иблис Гинджо оказался не столько предателем, сколько алчным мудаком. Гинджо получил титул Великого Патриарха Джихада. И принимал участие в Лиге Благородных наравне со знатью. Чем больше миров присоединялось к Джихаду, тем сильнее становилась власть Гинджо. Он создал полицию, что расправлялась с личными врагами Гинджо. А когда в ходе войны с машинами возросли потребности в донорских органах, Гинджо организовал рейды на малые независимые планеты, попутно обвиняя в своих зверствах машины.
У Фрэнка с темой Батлерианского Джихада все было достаточно просто. Ни наука, ни религия не несут в себе негативного контекста. Наука позволила развить технологии и освоить космическое пространство. Религия занималась самосовершенствованием человека, как индивида. Проблема была лишь в людях, возводящих все в абсолют.
Что же хотели сказать авторы «Легенд Дюны»? Просто тонкое заигрывание с религиозными мотивами? Критика духовенства? Скорее всего, пытались сказать, что чрезмерное религиозное рвение — от лукавого. Ведь Серена, как и Джеанна, наравне с призывами к самопожертвованию, призывали к сдержанности и рассудительности. Гинджо и Урания — к разрушению старого мира, уничтожению неверных, а затем и неугодных, в слепом фанатичном подчинении.
Удалось ли авторам раскрыть одно из величайших событий в мире «Дюны»? На мой взгляд, нет. Даже на фоне скудного описания в «Энциклопедии Дюны», Батлерианский Джихад Брайана Герберта и Кевина Андерсона кажется «мелковатым». А нелогичное поведение некоторых персонажей и вовсе убивают всю задумку. В очередной раз, как боевая фантастика «Дюна: Батлерианский джихад» - хороша. Как очередная книга во вселенной «Дюны» - слаба и необязательна. И все же роман «Дюна: Батлерианский Джихад» поднялся на 7-ю строчку в списке бестселлеров New York Times на второй неделе публикации.
Не забывайте подписываться на канал (это действительно важно). Впереди еще много интересного.
Спасибо!