Одна из известных систем цветотипа это теория 16 колоритов. Достоинством данной теории, по словам людей, которые работают по ней, является введение дополнительных 4-х колоритов. Утверждается, что данных колоритов не хватало в 12 типной системе и некоторые люди мучились, пытаясь себя по ней определить. Мол мы умные и красивые одновременно, а тут не такого подтипа, куда же нам?). О том, что это не так, я частично показала на примере мягкой весны.
Вот эти 4 дополнительных колорита:
Мягкая весна ( light spring soft )
Светлая осень ( soft autumn light )
Темное лето ( soft deep/dark cool )
Мягкая зима ( deep/dark cool soft )
А в этой статье хочу показать, что теория 16 колоритов несколько не корректна с позиций характеристик цвета. Для примера возьмем темное лето и мягкую зиму.
В данной системе исходят из классической 4х сезонки, где лето это мягкий холодный светлый, а зима это яркий холодный темный колорит. В данном случае последовательность характеристик не имеет значение, просто как факт.
К этим характеристикам стали добавлять белый, серый и черный. В результате и получили 16 колоритов.
Чистое лето - холодный светлый мягкий
Светлое лето это + белый
Мягкое лето это + серый
Темное лето это + черный
Если рассматривать по шкалам характеристикам, то в случае темного лета, по шкале светлота - темнота, добавление черного уменьшает светлоту, что логично. Это влияет на то, что оттенки предлагают более темные, чем в классическом 4х сезонном лете.
Проблема здесь заключается в том, что любой хроматический оттенок не может быть одновременно и светлым и мягким и холодным в край. Разнообразие оттенков обеспечивается как раз соотношением этим характеристик в цвете. Будет ведущая характеристика, та которая проявлена больше всего, вторая ( дополнительная )и третья, которой можно пренебречь, так как она особо не влияет и проявлена меньше всего. На этом соотношении и построена 12 тоновая система.
Все выше написанное подводит нас к проблеме 16 типной стстемы. Светлое лето значит светлота выражена больше всего и она ведущая. Так же помним, что лето это холодный колорит, значит холод будет второй ( или третьей, но это нюансы для отдельной статьи).
Светлое лето - светлый холодный
Мягкое лето - мягкий холодный
Чистое лето - холодный мягкий
А какая ведущая характеристика у темного лета? Темнота? Конечно нет, ведь ведущая темнота у колоритов темная зима и темная осень.
Дело в том, что в мягкое и холодное ( чистое ) лето попадают люди с внешностью от средне-светлой до средне - темной.
Обе актрисы имеют ведущую характеристику мягкость. Дополнительную - холод. Поэтому обе принадлежат колориту мягкое лето. И обоим подойдет палитра этого цветотипа. Но колориты это не клетка, со строго обозначенными границами, они мягко перетекают друг в друга. Поэтому при увеличении темноты, она начнет преобладать и станет ведущей, а которая была первая - мягкость автоматически уменьшится и станет второй и даже третьей. При таком распределении характеристик это уже темная зима или темный мягкий холодный.
Можно возразить, что зима не может содержать мягкий, она же яркая. Это входит в "базовый" перечень характеристик: яркость, холод, темнота. Но по аналогии с летом, у которго плавающая характеристика светлота, у темной зимы такая плавающая характеристика это яркость-мягкость.
Примером такой мягкой зимы можно назвать актрису Кэти Холмс.
По сути данные колориты находятся на стыке мягкого лета и темной зимы. Так все это выглядит в оригинальной системе 16 колоритов, развила которую Лора Александр. На практике это означает, что мягкой зиме вполне подойдет вся палитра темной зимы и самые темные оттенки мягкого лета. Также мягкая зима плохо дружит с черным, на ней лучше будет смотреться серо - черный ( off black ), что вполне логично. Темному лету подойдет вся палитра мягкого лета и часть не самых ярких и темных из темной зимы.Таким образом темное лето это такое "перелето - недозима". Потому же принципу собраны для них палитры. И если ваши характеристики внешности такие же как у темного лета или мягкой зимы, то они могут быть для вас вполне работоспособны.
Однако в рунете, в плане системы 16 колоритов добавляется много авторского видения, особенно это хорошо заметно в плане предлагаемых палитр.
Например, вот два оттенка. Один из них предложен представительнице темного лета, другой мягкой зимы. Что называется найди отличия.
Справа я разместила оттенок из холодного лета. Похожий есть и в холодной зиме. Слово похожий указывает на то, что данные оттенки обладают одинаковыми характеристиками с одинаковой последовательностью. Поэтому предлагаемые палитры темного лета и мягкой зимы будут содержать много одинаковых оттенков. В практическом применении такие палитры мало информативны.
Может возникнуть вопрос, почему в палитрах данных цветотипов много оттенков с ведущей холодностью? Ведь эти колориты пересекаются по линиям светлота-темнота и не много по линии яркость- мягкость. Палитры для темного лета и вправду достаточно холодные, в них нет столько мягкости, как должно быть согласно вышеописанной теории. Потому что в темное лето можно попасть не только на стыке мягкого лета и темной зимы, но на стыке холодного лета с темной зимой. Разброс по шкале светлота- темнота у холодного лета такой же как у мягкого. А яркость оттенков холодного лета умеренная( средняя ), что идеально подходит для яркости мягкой зимы.
Поэтому все что темнее среднего можно тоже записать в то самое темное лето. Только тогда в данном колорите окажутся внешности с разными ведущими характеристиками. Отсюда и палитры такие сочетающие в себе, то холодные, то темные то мягковатые оттенки. Это к вопросу адекватности палитр.
Итог: исходя из характеристик оттенков цвета, темное лето обладает ведущей мягкой характеристикой. Это вариант мягкого лета. Мягкая зима имеет ведущую характеристику темнота. Это вариант темной зимы.
Некорректность 16 типной теории связана с реализацией на практике при составлении палитр и их соотнесением с определенной внешностью, куда попадают представители с разной ведущей характеристикой.