Найти тему
Разноцветные грани

Если гора не идёт к Магомету, или Два варианта "Римской остерии"

Помнится, в 2011-ом году была я в Нижнем Новгороде. По делам, а именно, на конференции. И, конечно же, мы с коллегами старались в свободное время посмотреть город, побывать в интересных местах. Город очень понравился, многое успели увидеть, но, понятно, далеко не всё. Вот и до художественного музея, увы, не добрались. Не посетили. А зря. Поскольку Нижегородский художественный музей обладает прекрасной коллекцией.

В том, что собранию западноевропейской живописи Нижегородского музея можно только позавидовать я всё-таки недавно смогла убедиться воочию. На выставке "От Эль Греко до Ренуара", которая сейчас проходит в Екатеринбурге, в музее Эрмитаж-Урал. Там представлены избранные произведения из коллекции НГХМ, в частности, как понятно из названия, работы Эль Греко и Огюста Ренуара. Можно увидеть также картины, созданные Тинторетто, Тенирсом, Каналетто и другими мастерами. Всего экспонируется 66 произведений мастеров XVI — начала XX века  восьми европейских школ (не только живопись, но и скульптура). Замечательная выставка!

Среди прочих шедевров екатеринбуржцы и гости нашего города на этой выставке могут увидеть картину датского художника Карла Генриха Блоха "В Римской остерии".

Карл Генрих Блох. В римской остерии. 1872 г. Холст, масло. Собрание НГХМ
Карл Генрих Блох. В римской остерии. 1872 г. Холст, масло. Собрание НГХМ

Карл Генрих Блох (Carl Heinrich Bloch, 1834 — 1890) закончил Королевскую датскую академию искусств и большую часть жизни жил и работал в Копенгагене. С начала своей творческой деятельности был успешен и признан как публикой, так и коллегами. С 1859 по 1866 год жил в Риме, и этот период сыграл важную роль в выработке его стиля, посвящённого мифологическим сюжетам. Художник также обращал внимание на жизнь, обычаи и привычки итальянцев, что также нашло отражение в его творчестве.

Представленная на выставке картина была написана после возвращения художника на родину. Итальянские сюжеты в то время были в моде в европейском обществе, и можно сказать, что Блох отдал дань этой моде.

Но картина из Нижегородского музея является уже вторым вариантом, своеобразным авторским повторением. Первая картина на этот сюжет написана Блохом в 1866 году и сейчас хранится в Копенгагене, в государственном музее искусств.

Карл Генрих Блох. В римской остерии. 1866 г. Холст, масло. 148,5 × 177,5 см. Государственный музей искусств, Копенгаген
Карл Генрих Блох. В римской остерии. 1866 г. Холст, масло. 148,5 × 177,5 см. Государственный музей искусств, Копенгаген

Как говорится, найдите десять отличий. Картины очень похожи, но при этом они разные. Прежде всего, отличаются набором персонажей. В копенгагенской картине мне особенно нравится кот. А среди троих беседующих на заднем плане мужчин Блох изобразил и себя (персонаж, сидящий спиной к зрителю).

Первый вариант картины также был написан после возвращения Блоха из Италии. Это колоритная жанровая сцена пользовалась популярностью, поэтому позднее мастер повторил (с изменениями) своё произведение. Более поздний вариант картины купил будущий император Александр III.

В обоих вариантах художник показал своеобразие национальных типов, красоту народных костюмов. На голове одной из девушек мы видим фаццолетто (fazzoletto) — головной убор итальянок, представляющий собой сильно накрахмаленный платок, уложенный двумя или тремя слоями, защищающий голову от солнца. В отдельных регионах Италии фаццолетто были разных цветов и носились разными способами.

Меню на столах в двух вариантах картины тоже отличается. В первом персонажи едят капусту, во втором — пасту и фрукты. Но в обоих вариантах на столе присутствует вино, а также мухи. Что ж, оба варианта весьма реалистичны!

И обратите внимание на тройку персонажей на первом плане обеих картин. Какие взгляды! На выставке, проходя мимо "нижегородского" варианта, ощущаешь, будто они следят за тобой. При этом девушки смотрят кокетливо, а мужчина — напряжённо.

Прекрасная картина Блоха не только обращается к разуму зрителей, вызывает не только интерес, но и ответную эмоциональную реакцию. Очень тёплую. Думаю, тем, кто увидит эту картину, она запомнится надолго.

А я, как обычно, рекомендую свои любимые каналы. Жаль только, что в последнее время их авторы редко пишут. Тем не менее, любители изобразительного искусства смогут найти на этих каналах много интересного.

Живопись. Фотография.

Заметки Художника