В предыдущей статье я описывал характер дискусии об "отжатии" (выражаясь более литературным языком - национализации и деприватизации) бизнеса в России на Восточном экономическом форуме. Тема приобрела настолько широкий резонанс, что ее вынуждены были прокомментировать высшие чиновники государства вплоть до президента.
Естественно, они уверяют, что ничего подобного в стране не происходит, и речь идет лишь о "единичных случаях":
Факты говорят об обратном. Далее предлагаю вашему вниманию подборку материалов по конкретным компаниям, которые государство уже отобрало у собственников в 2023 году, или же это сейчас находится в судебных процессах (на чью сторону станут суды - думаю, все понимают).
Это данные из открытых источников, собранные изданием РБК (источник информации - статья издания). Те самые "единичные случаи" в 2023 году.
Итак, поехали.
Сибэко - энергетическая компания
Сибэко - классическая энергетическая компания. Крупнейшее предприятие такого рода в Сибири, занимающееся производством тепловой и электрической энергии.
92,7% акций компании в 2021 году владел российский миллиардер из рейтинга Forbes Андрей Мельниченко и члены его семьи. Однако после попадания под санкции, сам бизнесмен вышел из состава владельцев траста, владеющего Сибэко, и основным владельцем стала его жена.
Иск Генпрокуратуры касается энергетических активов, которые, по утверждению прокуратуры, были куплены у структур экс-министра по делам «открытого правительства» Михаила Абызова. В надзорном ведомстве посчитали, что было нарушено законодательство о противодействии коррупции: в сделке по приобретению ценных бумаг были признаки «извлечения преимущества из недобросовестного поведения».
Метафракс - химпром
Метафракс Кемикалс - предприятие химической промышленности, один из крупнейших производителей формалина и метанола, расположенный в Пермском крае.
Генпрокуратура считает, что еще в 1992 году государство было незаконно выведено из числа владельцев бизнеса (до приватизации это был Губахинский химический завод), а переход в частные руки был и вовсе запрещен, поскольку предприятие производит опасную продукцию.
В 1993 году акции предприятия были переданы в доверительное управление бизнесмену Дмитрию Рыболовлеву, а затем он получил контроль над 35,2% ценных бумаг через свои структуры «Нефтехимик» и «Инвестиционная компания «Финансовый дом». Далее в результате новых сделок контрольный пакет акций предприятия (более чем 96%) получил американский трастовый фонд Sorcy Investments Trust.
Сейчас государство хочет вернуть этот пакет акций в свою собственность.
4 цементных завода
ООО «ХайдельбергЦемент Рус», АО «Сырьевая компания», «Сланцевый цементный завод «Цесла», ОАО «Гурово-Бетон» - 4 предприятия, занимающиеся производством цемента. Все они принадлежат немецкой компании HeidelbergCement, которая зарегистрирована в Голландии, а владеет ей немецкий миллиардер из списка Forbes Людвиг Меркле.
Генпрокуратура подала иск в суд об изъятии этих активов в пользу государства даже не потому, что они были незаконно приватизированы (такие обоснования фигурируют в большинстве других дел), а потому что компания, цитата "может совершить действия, направленные на вывод имущественного комплекса подконтрольных предприятий, их реализацию третьим лицам, что приведет к остановке технологических циклов, сокращению производственных мощностей, созданию искусственного дефицита производимой продукции на рынке", т.к. расположена на территории "недружественного" государства.
Однако, по информации СМИ, 13 сентября этот иск был отозван из-за "дополнительных обстоятельств". Порешали?
Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат - производство туалетной бумаги
Да-да, и такой бизнес может заинтересовать российские власти. Сясьский целлюлозно-бумажный комбинат - крупный производитель туалетной бумаги и бумажных салфеток ранее принадлежал российскому бизнесмены Дмитрию Зайцеву через компанию Nerya.
В мае 2023 года суд постановил взыскать акции компании в доход государства, поскольку "комбинат имеет стратегическое значение". Попытки бизнесмена обжаловать решение в апелляционном суде закончились неудачей - своего бизнеса он лишился.
Агрохолдинг "Покровский"
Основателем и бенефициаром "Покровского" (один из крупнейших в стране агрохолдинг в ЮФО) является Андрей Коровайко. В состав холдинга входят около 90 компаний, в т.ч. винзавод и мясокомбинаты, а также земельные участки сельхозназначения общей площадью 240 тыс. га и стоимостью 67,8 млрд руб.
Генпрокуратура подала иск об изъятии всего этого в собственность государства, т.к. считает, что будучи сотрудником аппарата полпреда президента в Южном федеральном округе Виктора Казанцева, Коровайко использовал служебное положение «для завладения земельным фондом сельскохозяйственного и аграрного назначения» Ростовской области и Краснодарского края.
В 2021 году в отношении Коровайко также уже возбуждено дело о вымогательстве, после чего он уехал из России и находится в розыске, но, по данным прокуратуры, продолжает контролировать холдинг.
Ростовский оптико-механический завод - ВПК
Ростовский оптико-механический завод (РОМЗ) занимается производством оптико-механических и оптико-электронных приборов дневного и ночного видения для систем управления огнем бронетанковой военной техники, в том числе для танков «Армата». 48,19% акций завода принадлежат компаниям "СибМир" и "ИсНов", которые контролирует холдинг РАТМ, принадлежащий бизнесмену Эдуарду Тарану - их и хочет изъять в доход государства генпрокуратура.
"Причины подачи иска пока не раскрываются", - скромно сообщается в новости.
Пермский порт
В августе суд уже арестовал имущество Пермского порта, которое Генпрокуратура требует изъять в пользу государства. Активы были приватизированы в 2009-2013 годах и принадлежали сначала чешской компании, а затем гражданину Великобритании Чарльзу Батлеру, у которого они и были конфискованы.
Калининградский порт
Активы, связанные с Калининградским портом, тоже постепенно отходят государству.
Сначала в марте 2023 года был наложен арест на 46,5% акций компании, принадлежащих шотландской компании Orneto Partners LP и бизнесмену Дмитрию Пуриму, которые, по мнению Генпрокуратуры, "завладели акциями морского порта и осуществляли контроль над портом в нарушение российского законодательства", т.к. сделка не была согласована с правительством.
Затем, уже в июле текущего года, другую часть акций порта отобрали у депутата от "Единой России" Андрея Колесника и его родственников, которые "незаконно приобрели, скрытно владели акциями порта, а также вели нелегальную коммерческую деятельность по управлению портом, что привело к неправомерному обогащению". После избрания в Госдуму, Колесник, согласно законодательству, должен был отказаться от ведения бизнеса, но он переоформил активы на родственников.
Депутат заявлял о своем намерении обжаловать данное решение суда.
ТГК-2 - энергетическая компания
Мажоритарным акционером ТГК-2 выступал бывший сенатор от Чувашии Леонид Лебедев и ряд компаний, которые он контролировал, в том числе Raltaka Enterprises Ltd., Litim Trading Limited и ООО «Корес инвест».
Генпрокуратура аргументировала свой иск тем, что Лебедев получал незаконный доход, на который и были куплены акции ТГК-2. В июле 2023 года суд изъял бумаги в доход государства.
Энергосбытовая компания Коми
38% Энергосбытовой компании Коми принадлежали бывшему вице-премьеру республики Константин Ромаданову.
Генпрокуратура подала иск об их изъятии, в связи с тем, что акции компании чиновник "получил в виде взятки", после чего они были оформлены на кипрский офшор.
В 2018 году Ромаданов был приговорен к 7 годам колонии по уголовному делу и сейчас, судя по всему, отбывает наказание.
Уралбиофарм, Исеть и банк Вятич
Фармацевтическая компания Уралбиофарм, завод по производству электрических соединителей Исеть и банк Вятич - что может их объединять? Они принадлежали структурам экс-депутата Госдумы Малика Гайсина, который скупал бизнес в 90-е, будучи депутатом (что запрещено антикоррупционным законодательством), и оформлял его на номинального держателя, которым выступал банк "Вятич".
В марте и августе принаддежащие Гайсину акции данных компаний были изъяты через суд в пользу государства.
Волжский оргсинтез - химпром
АО "Волжский оргсинтез" производит анилин - основу для производства взрывчатых веществ. Компания до недавнего времени на 100% принадлежала бизнесмену Александру Соболевскому.
Генпрокуратура обратилась в суд с иском об изъятии данного актив в пользу государства, поскольку по ее мнению, Фонд государственного имущества Волгоградской области в 90-е годы незаконно провел приватизации завода, на котором впоследствии была основана данная компания.
Ведомство утверждало, что в результате приватизации акции были переданы резидентам иностранных государств, что "привело к нарушению экономического суверенитета России". Эта позиция была основана на утверждении, что у Соболевского есть второе гражданство Германии, но в суде это так и не было доказано.
Тем не менее, суд удовлетворил иск в полном объеме.
Фининвест - химпром
Фининвест - единственное в России предприятие по производству борной кислоты.
По данным Генпрокуратуры, "был выявлен контроль над предприятием со стороны кипрской компании, принадлежащей офшору с Виргинских островов". Владельцем данной компании считают бизнесмена Бориса Минца, который объявлен в розыск и скрывается. Дело об изъятии активов находится в судебном процессе.
Верфь в Петербурге
АО «Коммерческий центр, транспорт и лес» (КЦТЛ), принадлежащее петербургскому бизнес-омбудсмену Александру Абросимову, владело северной верфью в Петербурге с 1994 году.
Генпрокуратура посчитала, что Абросимов "незаконно вывел на компанию активы «Северной верфи» при создании холдинговой группы". В марте 2023 года активы изъяты в пользу государства.
В заключение отдельная ссылка на статью об изъятии активов Юнипро, Фортум, Балтики и Данон, которые более на слуху:
Как видите, в последнее время государство очень активно изымает активы у бизнеса, после чего, как правило, назначает в них управление из другого бизнеса (что рассмотрено на конкретных примерах в статье по ссылке выше).
Какие-то из таких изъятий можно считать справедливыми, судя по описанию (но как там на самом деле обстоят дела - никто точно не знает). Например, если какой-то депутат или госчиновник "наворовал денег и купил акции", а теперь у него их отобрали - большинство россиян это только одобрит.
Но, судя по перечисленным инцидентам, случаи бывают разные, и необязательно такие. Как и объектами "отжатия" становятся самые разные предприятия и по самым разным причинам. В этой статье я хотел показать именно разнообразие фактов и несхожесть ситуаций друг с другом. Аргументы Генпрокуратуры в судебных исках отличаются большим разнообразием, но результат один: активы отбирают у владельцев.
Дзен не показывает все публикации в ленте даже подписчикам. Чтобы читать все мои статьи - заходите непосредственно в канал.
Ваш лайк и подписка - это необходимая поддержка каналу!