Найти в Дзене

Анастасия Коваленкова. "Хорошие люди". Повесть, которую хочется читать медленно

С чего же начинать рассказ об этой книге? Наверное, с того, что она вручила мне целый букет забытых и полузабытых чувств. Душа не справлялась с таким потоком свежести, требовала остановиться и пережить, отдышаться, отсмеяться или смахнуть слёзы. Нет-нет, повесть не печальная. Она спокойная, рассудительная, душевная. Такая, будто сидишь на кухне вечером вместе со старой и любимой подругой, с которой давно не виделись, но многое пережили - и ведёшь неспешный разговор, через который уходят все твои беды. И душа раскрывается, переливается красками, звенит от воспоминаний, вы то смеётесь, то плачете вместе. И каждое слово в этом разговоре бесконечно ценно и весомо. Слог у Анастасии Сергеевны ритмичный и динамичный. Кажется, что книга пестрит описаниями - она вся - описание! Но и при этом всё движется, меняется, заскучать не получается даже при всём желании. И всё - правда, каждому слову веришь, потому что всё такое близкое, понятное и родное. Записанное где-то под коркой, спрятанное в закр

С чего же начинать рассказ об этой книге? Наверное, с того, что она вручила мне целый букет забытых и полузабытых чувств. Душа не справлялась с таким потоком свежести, требовала остановиться и пережить, отдышаться, отсмеяться или смахнуть слёзы.

Нет-нет, повесть не печальная. Она спокойная, рассудительная, душевная. Такая, будто сидишь на кухне вечером вместе со старой и любимой подругой, с которой давно не виделись, но многое пережили - и ведёшь неспешный разговор, через который уходят все твои беды. И душа раскрывается, переливается красками, звенит от воспоминаний, вы то смеётесь, то плачете вместе. И каждое слово в этом разговоре бесконечно ценно и весомо.

Слог у Анастасии Сергеевны ритмичный и динамичный. Кажется, что книга пестрит описаниями - она вся - описание! Но и при этом всё движется, меняется, заскучать не получается даже при всём желании. И всё - правда, каждому слову веришь, потому что всё такое близкое, понятное и родное. Записанное где-то под коркой, спрятанное в закромах памяти.

Автор рисует картины деревенской жизни. Вот настоящей жизни - без украшений и мишуры, без всяких художественных искажений. В ней природа такая, какая есть - и радующая теплом, и достающая непогодой. И люди такие, какие есть - и мастера, и пьяницы, и добрые, и злые, разные, со своими сложностями и радостями. И в каждом из них есть целая мешанина всякого - и плохого, и хорошего.

Вороватые Копейкины и близнецы Лёха и Митька, настолько похожие друг на друга, что даже в тюрьме сидели по-очереди, попавшись на угоне мотоцикла. Мать, которая не дождалась сына с Великой Отечественной. Бабушка, выращивающая самые вкусные яблоки в деревне - и история её жизни. Мастер-корзинщик, который ослеп, но не бросил любимое дело. И много других людей, и вокруг этого - деревянные дома, берёзы, осины, сосны, туманы, хрустящие морозы, слякотные дороги, рассветы, тепло от печей, ароматы свежих дров, прелой листвы...

Нет здесь модной у современных авторов пошлости, эпатажа. Традиционной для нашей литературы трагедии тоже нет. Есть безусловная, ясная и спокойная любовь к своему народу, к деревне, быту. Есть русский язык, настолько чистый, светлый и по-простому красивый, что похож на свежий, чуть морозный ветер или воду в прохладном и шустром ручье.

Анастасия Сергеевна Коваленкова, автор книги.
Анастасия Сергеевна Коваленкова, автор книги.

Прочитаешь историю, остановишься, закроешь книгу, вздохнёшь. Замедлишься. Переживёшь. Мысленно поставишь очередной цветок в букет - лохматый, полевой, простой, но бесконечно красивый и уместный. Полевые цветы отдельно друг от друга в массе своей смотрятся очень скромно, но букет образуют потрясающей красоты. Так и люди наши - всякие бывают, и простые, и изысканные, и тонкие, и грубые - но в общем букете, народом, мы смотримся довольно живописно.

-3

И думаешь: вот она, настоящая русская литература! Никуда не делась, живёт и расцветает. И от этого красиво, тепло и хорошо.

Цитаты:

  • "Простор, он такой большой для души, что самые разные чувства в ней вызывает, и всё необходимые."
  • "Я шла домой, несла тяжёлую, полную корзину, перекладывала её с руки на руку и думала: "Удивительно как... У Бога - всего много. На всех хватило.""
  • "Капитальный наружностью и правда походил на заржавевший инструмент. На напильник он был похож. Длинный, худой, в выгоревшей полосатой рубахе, распахнутой на седой груди с большущим татуированным якорем. Дальше тянулась вверх кадыкастая шея, остроконечная голова с орлиным носом и острым, иссиня-выбритым подбородком. Синева подбородка тоже казалась татуированной. Татуировок на Капитальном было много. А поперёк всего этого сияла его улыбка - тонкий разрез-полумесяц вечно ухмылявшегося рта, блестевшего вперемежку серебряными и золотыми зубами."
  • "Тихая мама стала, взяла меня на руки. Вышли мы к Пушкинской площади, а там народ толпой стоит. Много людей с букетами. И все в небо смотрят. Она говорит: "Ты не бойся, сейчас салют будет. За победу салют". А сама всё за пазухой что-то ищет. И как грохнули первые выстрелы, достала она из-за пазухи Васину фотокарточку, зажала в левой руке, подняла повыше и лицом к салюту обернула. Рука дрожит, а она смотрит на салют, улыбается и повторяет: "Смотри, сыночек, смотри!""
  • "Пал снег. Наконец дождались мы его. Все же ждали: и звери, дрогнущие в продувных лесах, и земля, ощетинившаяся замёрзшими колеями, и полёгшие, бесцветные уже травы, и я ждала, и ободранные до последнего листика деревья."

Хочется ходить с повестью по знакомым, настойчиво зачитывать отрывки, вручать в руки и говорить - читайте, пожалуйста. Читайте.

Огромная благодарность автору.

Рекомендую всем без исключения. Читайте, пожалуйста!

Благодарю за интерес к статье. Маякните, если получилось хоть немного заинтересовать.