Найти тему

В чем особенности стиля ар нуво

На Всемирной выставке в Париже в 1900 году было от чего глазам разбежаться, но небольшой павильон L’Art nouveau Bing, или «Новое искусство Бинга», привлекал всеобщее внимание. Здесь царил единый стиль, притом совершенно новый, не очень привычный. Но названию павильона он получил название ар нуво. Владельцем павильона был торговец восточными товарами и японским искусством Зигфрид Бинг, и надо отметить, его магазин и вот этот павильон на выставке были оформлены не без влияния восточной изысканности.

Стиль, названный, благодаря Бингу, ар нуво, не был его изобретением. Он был всего лишь бизнесменом, но имел вкус и приглашал для оформления своих зданий прогрессивных дизайнеров и архитекторов.

Подписывайтесь и на другой мой блог "Личное мнение о людях и событиях"! А также на канал моего мужа Александр имхо.

Павильон «Новое искусство Бинга». Всемирная выставка в Париже. 1900 год
Павильон «Новое искусство Бинга». Всемирная выставка в Париже. 1900 год

Новые веяния витали в воздухе. Архитектурное оформление Парижа и других городов менялось. Модный стиль старался в буквальном смысле сгладить углы. Решетки стали изогнутыми, оформление зданий явно тяготело к растительным, природным формам. В Париже в стиле ар нуво оформил входы в метро Эктор Гимар. Некоторые образцы сохранились до наших дней. Архитекторы и дизайнеры широко использовали металл и стекло, неизменно придавая изделиям изысканность и свободу форм. Да что говорить! Даже уличные фонари стали похожи на гигантские бутоны цветов на изогнутых стеблях.

Гимар, наряду с бельгийским архитектором Виктором Орта, считается отцом-основателем стиля ар нуво. Еще в 1893 году Орта построил в Брюсселе дом, который стал основой развития нового видения в оформлении сооружений. Это особняк Тасселя — классика ар нуво.

Особняк Тасселя в Брюсселе. Архитектор Виктор Орта
Особняк Тасселя в Брюсселе. Архитектор Виктор Орта

Дом полон причудливых, изысканных элементов декора. При этом они не так сложны в исполнении, их несложно изготавливать на заводе массовыми партиями. Таким образом, ар нуво стал первым стилем, который можно было без труда создавать на производстве. Художник делал эскиз, а по нему можно было штамповать хоть металлические решетки, хоть лампы, хоть украшения. Ар нуво вошел в повседневность, стал стилем, доступным широким массам. Человек покупал книгу и видел там изящные иллюстрации, брал в руки флакон духов — и они были в том же стиле. Входил в дом, внешний и внутренний вид которого говорили об этом же.

Ар нуво быстро распространился по Европе, и за несколько лет, когда он был в моде, в разных странах построили множество домов в этом стиле.

Особняк Степана Рябушинского в Москве. Архитектор Федор Шехтель
Особняк Степана Рябушинского в Москве. Архитектор Федор Шехтель

Он просто получал другое название в разных странах, но это был все тот же ар нуво, если говорить об его эстетике. Бывали в Риге? Красота Старого города во многом обусловлена зданиями в стиле юнгер, он же ар нуво. Тоже самое можно сказать о Вене, Праге, Барселоне и других красивых городах. В России тоже были построены такие здания, у нас этот стиль называют модерном. Особенно характерны в этом смысле творения архитектора Федора Шехтеля. Графичность, силуэтность, изогнутые линии — характерные особенности модерна.

Альфонс Муха
Альфонс Муха

Мода на ар нуво сошла на нет с началом Первой мировой войны. Кровавая реальность грубо ворвалась в мир изысканных узоров и безделушек, сделанных с тонким вкусом, и смела все это в одночасье.

Читайте еще на моем канале:

Цивилизация риска: что это такое

Как отличить реальную новость от фейковой или манипулятивной