А вот это уже роман о нас, 30тилетних. И книга проехалась по мне катком. Она больная во всех смыслах. И в том, что касается нашего поколения, и в том, что касается героев книги.
Первая серия культового сериала "Эйфория" начинается с описания того, почему поколение z выросло таким тревожным: они рождались под падение башен-близнецов и с малых ногтей учатся как себя вести в случае стрельбы в школе. Так вот, "подержите моё пиво" говорим мы, чьё детство выпало на 90е в России. На фоне того как мы меняли детский горшок на школьную скамью, а потом надевали ленточку выпускника, мы бы
ли свидетелями путча 1993, террактов в московском метро, Норд-Оста, падения самолетов, захвата заложников в школе в Беслане, взрывов многоэтажек, и пр., и пр. Вера Богданова проводит нас по всему этому пути вплоть до террактов в Волгограде: взрывов на вокзале и в троллейбусе. Могли ли мы вырасти нормальными? Оставлю этот вопрос открытым.
Но не нужно думать, что вся книга сплошь документальная хроника. В центре повествования Женя и Илья, они двоюродные брат и сестра. Есть ещё Даша, младшая сестра Ильи, а так же их мамы, папы (конечно не у всех), бабушка и прочие родственники и друзья. И эти три персонажа как раз и есть олицетворение поколения, мы будто снова взрослеем вместе с ними в ускоренном режиме. К сожалению в этих отношениях много гадких, неприятных явлений, и холодность и невнимание родителей к детям, и проблемы с алкоголем, и домашнее насилие, и вещь, о которой я должна вас предупредить: Дашу и Илью связывают не только братско-сестринские отношения, это могло бы быть спойлером, но это основная линия.
Читая книгу, я понимаю, что у нашего поколения общая травма на всех, и если при прочтении у вас ни разу не подступил ком к горлу, то одно из двух: либо вы наверняка проходили терапию и излечились, с чем я вас поздравляю, либо проверьте, способны ли вы вообще ещё чувствовать.
Вера Богданова пытается оставить нам свет в конце туннеля, ведь Даша и Илья так и не сели на этот злополучный троллейбус №15 на Качинцев (тут замечание Дарье Мороз, котоая упорно читала КачИнцев, всместо КАчинцев), но все равно не покидало чувство какой-то безнадеги, будто насмотрелся Звягинцева и Балабанова.
Наверное меня ещё больше проняло именно потому, что главную героиню зовут как меня и что Вера Богданова часть повествования помещает в наш город, довольно точно и подробно описывает маршруты и места, и конечно терракты. Если более ранние воспоминания будто всплывали со дна, где ты их похоронил в бетонном саркофаге, как токсичные отходы, то те дни под Новый год 2013 я хорошо помню, где я была, что делала, как узнала.
Не знаю стоит ли такое рекомендовать - вы однозначно наедитесь стекла. Если вы готовы, вперёд, ведь написано очень хорошим языком. С этой точки зрения все ладно.
Вообще две последние книги у меня как-то логично прошли друг за другом. Но какой контраст... Илья Мамаев-Найлз писал о 20тилетних и оставил тепло и будто надежду, не смотря на то, что темы тоже непростые затрагивает. Вера Богданова писала о 30тилетних и отправила нас на дно к нашим демонам и оставила ощущение выжженного поля.