Найти тему

Анастасия Волкова — командор первого женского автопробега в СССР

Сегодня женщина за рулем в нашей стране — уже даже не предмет шуток, как было пару десятилетий назад. И не правонарушение, как например, в Туркменистане. Это нечто банальное, повседневное, прочно устоявшееся. Вклад в то, чтобы стало именно так, еще в 30 годы прошлого века в нашей стране внесли 45 бесстрашных женщин, профессиональных водителей и механиков, участниц первого женского автопробега. А вела их командор Анастасия Волкова — хрупкая, но несгибаемая и отважная.

«Проверка женщин в различных дорожных и климатических условиях»

То, что ряд стран переживал в 60-е, СССР пришлось освоить еще в 30-х гг прошлого века. А именно — переквалифицировать домохозяек в профессиональных рабочих. Можно спорить о пользе или вреде этого процесса. Но то, что он неизбежен трудно отрицать. Как и то, что советские женщины с энтузиазмом бросились осваивать мужские специальности.

В начале 1933 году состоялся первый сверхдальний автопробег «Москва-Каракумы-Москва». А уже в 1937 году эстафету мужчин-водителей подхватили женщины. На 15 автомобилях ГАЗ-А 26 водителей, а также механики, медики и оператор документальной съемки стартовали в Москве, чтобы преодолеть почти 10 тысяч километров. Возраст участниц — 20-35 лет.

Старт автопробега. Скрин из фильма "Запечатленное время", канала "Культура"
Старт автопробега. Скрин из фильма "Запечатленное время", канала "Культура"

Из предстоящих километров только 2270 составляли шоссейные дороги низкого качества, 1320 – грунтовые дороги, 4580 - проселочные и свыше тысячи километров полного бездорожья.

Передвижение по берегу Аральского моря. Скрин из фильма "Запечатленное время", канала "Культура"
Передвижение по берегу Аральского моря. Скрин из фильма "Запечатленное время", канала "Культура"

Кроме испытания автомобилей после капитального ремонта, пробег должен был решить массу задач, в том числе пропагандистских и политических. А еще предстояла проверка «женщины как водителя в различных дорожных и климатических условиях» и расширение технического кругозора участниц.

Бесстрашный командор Настя

Вела автопробег Анастасия Волкова, родившаяся 21 января 1904 года в селе Березовском Екатеринбургской губернии.

Анастасия Волкова. Скрин из фильма "Запечатленное время", канала "Культура"
Анастасия Волкова. Скрин из фильма "Запечатленное время", канала "Культура"

В 1929 году девушка окончила курсы шоферов, поехала на стройку в Магнитогорск и работала на грузовом автомобиле. И уже через два года она была уже шофером первого класса. На момент старта она была самой опытной из участниц, потому на автобазе ГлавСевМорпути ее рекомендовали как руководителя автопробега.

Как отмечают уже современные исследователи автопробега, это был без преуменьшения подвиг. Автомобили были маломаневренными, заднеприводными, средняя скорость — 30 км в час. Предстояло пройти по солончакам, берегу Аральского моря, пескам Кара-Кум.

Видеохроника донесла до нас необычную по нынешним временам форму водителей — плотные шлемы и огромные очки. Сейчас трудно понять, зачем они. Но тогда, в открытой машине в лицо водителю летела и пыль, и грязь, и камни бездорожья.

Автомобили были заднеприводными. Дополнительный привод - мускульная женская сила. Скрин из фильма "Запечатленное время", канала "Культура"
Автомобили были заднеприводными. Дополнительный привод - мускульная женская сила. Скрин из фильма "Запечатленное время", канала "Культура"

Временами женщины буквально несли на руках своих железных коней. Все поломки оперативно устранялись механиками.

В отдаленных населенных пунктах десятка областей и нескольких республик люди порой впервые видели автомобили. Автомобили, которые вели женщины.

Перед финишем участницы переоделись в платья, украсили машины цветами. А в столице женщин встречали как героев — мужья, дети, целовали вернувшихся жен и мам.

Жизнь после автопробега

После пробега Анастасия Петровна написала книгу «За рулем», задокументировавшую этапы автопробега. Женщина была депутатом трудящихся седьмой Сессии Московского Городского совета. Затем училась в Промышленной академии им. Сталина, которую окончила в 1940 году.

Анастасия Волкова. Скрин из фильма "Запечатленное время", канала "Культура"
Анастасия Волкова. Скрин из фильма "Запечатленное время", канала "Культура"

Во время Великой Отечественной войны добровольцем ушла на фронт, прошла от Волхова до Берлина парторгом автомобильного батальона. Награждена орденом «Красной звезды», медалью «За боевые заслуги».

В послевоенное время работала председателем колхоза. Являлась пенсионером республиканского значения.

Умерла 10 июня 1976 года в Москве.

Анастасия Волкова прожила невероятную, яркую, сложную жизнь. Но, пожалуй свой главный вклад в историю женщина сформулировала еще в 1937 году.

Скрин статьи Анастасии Волковой в журнале "За рулем"
Скрин статьи Анастасии Волковой в журнале "За рулем"
«Пробег показал, что женщины-шоферы имеют большой опыт управления машинами, обладают знаниями, выдержкой и всеми другими качествами, необходимыми для работы на автомобиле. «Теория» невозможности применения женского труда на автотранспорте бита».

Подписывайтесь на блог «Роль женщины в истории», рассказывайте о нас друзьям!

Пишите в комментариях, о ком нам рассказать в следующий раз!

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц