Кто же может изменить мир таким образом, чтобы появилась другая и лучшая цивилизация?
Подавляющее большинство социально влиятельных людей на самом деле являются бессильными краткосрочными менеджерами. Будучи близорукими, они слепо следуют то тут, то там за внешностью и поверхностными событиями. Большинство «политиков» теософского движения с удовольствием подражают им.
Теософия не уделяет слишком много внимания краткосрочным структурам власти. Именно из краткосрочных действий мы видим, что «слепые ведут слепых», как сказано в Евангелии от Матфея 15:14. И только «простые» граждане отвечают за эффективное создание субстанции для всеобщего братства человечества. Было бы неправильно думать, что у них нет на это сил.
В отличие от многих «гуру» и глав государств, «простые» граждане могут использовать созидательные виды энергии и таким образом обновлять жизнь. Им не нужно притворяться или обманывать. Они не являются рабами маркетинга. Они могут использовать знания в чистом виде, поскольку современная теософия полностью согласна с Платоном, который учит в своем диалоге «Протагор», что нет ничего могущественнее знания.[1]
Вечное и практическое знание, а не его видимость – вот рычаг, с помощью которого можно изменить мир.
Правда, иногда может возникнуть ощущение, что граждане доброй воли «бессильны» перед стоящей перед ними задачей. В неподписанной статье, впервые опубликованной в августе 1932 года, Джон Гарригес писал:
«Было сказано, что самым трудным положением в мире является положение того, кто несет ответственность, не обладая властью» [2].
Хотя Гарригес прав, это предложение содержит слишком глубокий смысл, чтобы оставаться неисследованным. Ответственность семерична. Не все её уровни легко воспринимаются сразу. На каждом уровне сознания и реальности наши обязанности множественны. Они отличаются глубиной, они многолики и часто противоречивы.
Наш первейший долг – прислушиваться к своему сердцу. Говорит ли нам голос нашей совести о том, что стоящая перед нами задача намного масштабнее, чем имеющиеся средства для ее выполнения? Было бы по-детски наивно впадать из-за этого в уныние. Теософия не для духовных младенцев. Если наша вероятная цель и ответственность священны, если они соответствуют морали, если они вытекают из самого нашего внутреннего ощущения, давайте дадим им время полностью проявить себя и быть понятыми нами с течением времени. А пока давайте предпримем спокойные, недогматические попытки идти в этом направлении.
В краткосрочной перспективе правильно думать, что «у меня есть цель, но нет средств для ее достижения». Однако в долгосрочной перспективе правильная задача и средства ее достижения неразделимы, если цель благородна и если она выходит за пределы иллюзорного мира внешних форм. Когда мы понимаем нашу цель, мы неизбежно видим средства для ее достижения.
Каждый уровень внешней реальности создается с течением времени мыслями и духом. Мы думаем, прежде чем действовать. Факты и структуры пластичны. Они подчиняются мыслям и уму, и Патанджали учил, что душа имеет ту же форму, что и форма, в которой она обитает. [3]
Если мы сосредоточим ум и сердце на цели, средства для ее достижения станут видимыми и доступными в должное время, не обязательно в нашей нынешней жизни.
«По труду награда», - гласит еврейская книга «Пиркей авот». [4]
Возможности человеческой души и разума безграничны, и они развиваются постепенно. Наши высшие обязанности не возникают внезапно. Мало-помалу они начинают виднеться как дальние деревьями в туманный день. То же самое происходит и со средствами для выполнения нашего долга. Даже самое большое расстояние необходимо преодолевать шаг за шагом, и каждый шаг позволяет нам более точно увидеть всю миссию в целом.
Теософы и граждане доброй воли разделяют одну и ту же энергию, которая движет звездами и ведет нашу планету по пути эволюции.
Если наша ответственность «высока», то наша душа должна принять такой же уровень и работать над ним. Ни одна высокая задача не ограничивается краткосрочными сроками. Мы также никогда не бываем одиноки, когда дело доходит до выполнения священного долга; любое чувство одиночества будет частью иллюзии, которой нужно смело смотреть в лицо и победить. Для достижения реального прогресса по направлению к цели необходимо каждый день предпринимать небольшие, объективные шаги. Если у нас правильный взгляд и правильное понимание будущего человечества, то легче совершать правильные действия. Победа одерживается, молча, задолго до того, как она становится видимой. Ответственность анонимна, и средства для исполнения своего долга по отношению к душе не всегда легко рассчитать или увидеть заранее. Они часто материализуются ненадежным образом, как раз когда мы снова и снова прилагаем усилия.
СНОСКИ:
[1] Платон «Протагор», перевод А. В. Добиаш
[2] «Пределы ответственности», неподписанная статья в журнале «Теософия», Лос-Анджелес, август 1932 г., стр. 437-438.
[3] «Афоризмы йоги Патанджали», книга первая, афоризм 4.
[4] ТАЛМУДИЧЕСКИЕ ТРАКТАТЫ: ПИРКЕЙ АВОТ, АВОТ ДЕ-РАББИ НАТАН, под редакцией Реувена Кипервассера, Мосты культуры / Гешарим, 2011, перевод Н. Перефиковича, стр. 59