Особняк Мусиных-Пушкиных выходят на Литейный проспект двухэтажным фасадом. В начале XIX века эта часть Литейного проспекта была связана с военными. Близость Литейного двора предопределило раздачу земель вдоль главной магистрали района служащим Управления артиллерии и фортификации. Так, владельцем участка будущего особняка стал полковник Х.И. Труссон.
При нем было построено два деревянных двухэтажных домика хозяйственного назначения, сад, огород и жилой двухэтажный каменный дом.
После смерти Труссона в 1813 году здание несколько раз меняло своих владельцев. В 1846 году дом приобрел князь П.А. Урусов. Старый дом не подходил под статус нового владельца. Было принято решение перестроить дом так, чтобы его наружное и внутреннее убранство отвечало новым требованиям архитектурной моды столицы (эклектика).
Урусов выбрал проект модного архитектора тосканского происхождения Л.Ф. Вендрамини. Список петербургских работ зодчего совсем невелик, большая часть возведённых им домов с течением времени подверглись перестройке. Известно, что парадные интерьеры особняка Урусова были выполнены в стиле рококо.
Прежнее строение было расширено. Архитектор добавил левый, правый и поперечный флигели. Вместе с главным домом они обхватили по периметру весь земельный участок, образовав на месте бывшего огорода внутренний двор.
При оформлении необарочного парадного фасада архитектор действовал очень деликатно. Он считал, что особняк не должен быть пышно отделан снаружи. Фасад оформлен рустом, пилястрами коринфского ордена.
Выступающие ризалиты украшены скульптурами путти, которые держат в руках картуш (в нем располагался герб владельца). Над картушем находится корона - она говорит о титуле владельца.
1 июня 1856 года особняк выкупила семья Мусиных-Пушкиных. При новых владельцах главный дом остался практически без изменений, а вот флигели выросли на один этаж. Там разместили жилые комнаты прислуги.
Мусины-Пушкины купили соседний участок, где разместили сад. Его огородили от Литейного проспекта каменным забором. В нем сделали беседку на польский манер, каменные дорожки и небольшой фонтан.
Мусины-Пушкины владели домом до революции, а после особняк был национализирован, и с 1930-х годов в нем расположились книжные фонды, а затем здание было отдано библиотеке. Имя М.Ю. Лермонтова было присвоено библиотеке в 1964 году в честь 150-летия со дня рождения великого русского поэта.
Внутреннее убранство здания практически не сохранилось. Стены в парадных залах были отделаны искусственным мрамором, сейчас они просто покрашены.
На первом этаже находился кабинет Урусова. Он был разделен на три части. В первой было устроено помещение секретарской. За ним следовал сам кабинет, который, по воспоминаниям, был украшен большим количеством светильников и зеркал. Стены в кабинете были отделаны искусственным мрамором. В комнате стоял диван и была устроена библиотека.
На первом этаже в Первую мировую войну был устроен госпиталь. Л.А. Мусина-Пушкина организовала Красный Крест в России. Госпиталь работал и во время революции.
За кабинетом была личная часть Урусова. В небольшой комнате можно было отдохнуть после собраний, который часто проходили в кабинете.
На второй этаж ведёт парадная лестница. Лестница сделана в правильных пропорциях и поэтому по ней очень удобно подниматься. Балясины, которые поддерживают массивные перила, Верданини перевернул вверх ногами. Это создало эффект легкости.
В лестничном пространстве очень хорошая акустика. Урусов очень любил музыку. Когда у него проходили балы и светские вечера, гостей должны были встречать мальчики-певцы и акапеллой петь.
Верхний вестибюль Верданини украшает арабесками, скульптурами и капителями.
Раньше лестница освещалась через световой фонарь. Раньше в особняке их было три. Но сохранился только один. Во время Великой Отечественной войны в здание попал снаряд и восстановить освещение не удалось.
Верхний вестибюль ведет в аванзал. В аванзале стояли диванчики, столики. На стенах висели портреты императорской семьи.
Сейчас в зале висит портрет М.Ю. Лермонтова, в честь которого названа библиотека.
Из аванзала виден внутренний двор. Флигель напротив был отдан для детей. Левое крыло было хозяйственным. На первом этаже были устроены конюшни, на втором была кухня. На кухне было устроено множество печей для приготовления разнообразных блюд. Они назывались “пиротехнические снаряды”, а следил за ними кухонный мужик. По утрам он приходил на кухню и топил печи и рассыпал по кухне слой речного песка. Это было сделано, чтобы избежать пожара. Правое крыло было отдано под жилые комнаты.
Из аванзала можно было попасть в буфетную, в которой находились шкафы с посудой.
За буфетной идет Помпейская галерея. Она украшена сводами, канюлированными колоннами, нишами. Предположительно здесь располагалась библиотека и картинная галерея. Именно в этом зале находился еще один световой фонарь.
За Помпейской галереей следовали Дубовая и Розовая гостиная. Их оформление не сохранилось.
Дубовую гостиную украшали резные дубовые панели, а на потолке была сделана имитация дубовых панелей из штукатурки.
Из Розовой гостиной сохранилась фотография. Она была украшена позолотой и шпалерами. На стенах был розовый шелк.
Между гостиными не было дверей, вместо них были проходные проемы, завершенные полукруглым срезом. Над ними были десюдепорты в резных рамах.
Нынешняя Голубая гостиная была частью галереи. А во времена библиотеки нужно было сделать кабинет директора, и таким образом получилась Голубая гостиная. В ней создан музей Мусиных-Пушкиных.
Здесь можно увидеть единственный предмет, который сохранился с дореволюционных времен - стул. А стены украшены портретами бывших хозяев.
В особняке в конце XIX века был сделан лифт. Кабина была чугунная с электрическим мотором. Это был один из первых электрических лифтов в Санкт-Петербурге. Около лифта была людская лестница, которую освещал огромный световой фонарь.
Сохранилась отделка потолка приемной Л.А. Мусиной-Пушкиной. За приемной шли ее апартаменты.
Рядом находится Лермонтовская гостиная, в которой собран коллекция редких книг, портреты его предков и его самого.
Самый парадный зал особняка - Белый.
В Белом зале проходили балы. Одновременно здесь могли танцевать 17 пар. Музыканты находились в конце зала, в небольшом алькове.
Помещение зала небольшое, чтобы обеспечить хорошую циркуляцию воздуха была сделана вентиляция.
Две двери в зале - имитация. Раньше на их месте были зеркала, которые создавали симметрию в зале.
Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.
Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала
И обязательно ознакомьтесь: