Найти в Дзене
Sputnik Абхазия

"Мир, где меня оберегают": история Эммы Ходжаа и Темура Кучуберия

Оглавление
   © Foto / из личного архива Эммы Ходжаа
© Foto / из личного архива Эммы Ходжаа

Информационное агентство Sputnik Абхазия подготовило проект "Обрученные войной" – цикл материалов об историях людей, судьбы которых связала Отечественная война 1992-1993 годов.

Журналист Эмма Ходжаа и ее супруг режиссер Темур Кучуберия познакомились незадолго до войны. На фронте молодая корреспондентка и оператор заложили "фундамент" крепкой семьи и талантливого творческого союза.

Sputnik

"Это мы еще посмотрим"

С будущим мужем, оператором и режиссером Темуром Кучуберия журналист, экс-гендиректор Абхазского телевидения Эмма Ходжаа встретилась еще до того, как жизнь связала ее с журналистикой. Она училась на историческом факультете и участвовала в раскопках, что в те времена для девушек было редкостью. Темур приехал на раскопки с друзьями, и девушка сразу его запомнила.

Во второй раз судьба их столкнула в Госфилармонии, куда студентов "загнали", чтобы заполнить пустые места. Эмма уже собиралась сбежать, когда увидела, что тот самый незнакомец с раскопок снимает концерт.

"Он так виртуозно работал, и я загляделась. Он был похож на персонажа зарубежного фильма", – вспоминает она.

Выиграв творческий конкурс, Эмма попала на телевидение и поняла, что "этот уже немолодой парень в кепке и рваных джинсах" ее коллега. Когда новоиспеченный корреспондент стала расспрашивать о режиссере, ее предупредили: "Это не для тебя".

Темур Кучуберия © Foto / из личного архива Эммы Ходжаа
Темур Кучуберия © Foto / из личного архива Эммы Ходжаа

"Мне сказали, что он очень сложный, необычный, ему уже за 40, и он никогда не женится. Я про себя подумала: "Это мы еще посмотрим", – улыбается Эмма.

Луна и фронт

14 августа 1992 года Эмма, которую лишь недавно взяли в штат, была на очередных съемках. Уже на рабочем месте она узнала о начале войны, но уходить домой не стала. Сотрудников предупредили, что может возникнуть необходимость обороны телевидения и нужно смастерить самодельные зажигательные смеси. Этим Эмма с коллегами и занялась.

А еще журналистка запомнила яркую луну, вышедшую в первую ночь войны.

"Такая красивая, плыла в небе, как в кино. И я не ощущала реальности происходящего. Вышел Темур с камерой и стал снимать эту луну. До сих пор для меня этот кадр – предчувствие чего-то надвигающегося, неотвратимого, страшного", – говорит она.

Но времени на размышления не было. Темур, по словам Эммы, знал, что война затянется. Первым делом он собрал всю технику, как раз вовремя - чуть позже телевидение перевезли в Гудауту.

Первое время телевидение базировалось в здании на Лыхнаште (историческая поляна в селе Лыхны - прим.ред). Эмму "поселили" в небольшом кабинете, заполненном оборудованием и техникой. Оказалось, это кабинет того самого оператора "из зарубежного фильма".

"Меня поселили в кабинет, предупредили, что это несвободная комната, а человек, который в ней, в командировке. Сказали, если что-то тронешь, он и тебя, и нас убьет. Я спала на двух стульях, не дышала, ничего не трогала", – вспоминает она.

Вскоре 27-летнюю журналистку стали отправлять на линию фронта, с солдатами она проводила каждый день. Эмма вспоминает, как однажды зимой на берегу Гумисты попалась на "крючок" снайпера и не могла шевельнуться.

"Щекой я прилипла к замерзшей земле, лед обжигал меня, в этот момент я поняла, что такое земля, Родина. Думала, если вернусь, расскажу об этом в репортаже. Но я не смогла, рассказала только близким, а в эфир выдала сухую информацию", – добавила она.

Эмма признается, что работа на линии огня психологически давалась ей очень тяжело. Отвлекаться от рутины помогал Темур.

"Он мне давал слушать музыку, у него всегда были всякие диковинные диски. Когда мне становилось совсем плохо, он ходил в город и на книжных развалах находил томики Ахматовой, Цветаевой, я зачитывалась ими. Мой мир, где обо мне заботятся, меня оберегают, обо мне думают – все это был Темур", – поделилась журналист.

Одиночка

Темур был тем, кого обычно называют одиночкой, говорит Эмма. Он не любил ездить на фронтовые съемки с корреспондентами, предпочитал снимать сам, а сырье мог хранить годами и выпускать в нужный момент. Позже он создал собственную студию и продюссировал различные проекты, в том числе известный в Абхазии музыкальный проект "Ҳара ҳаруаа реиҳабы" о песнях Отечественной войны, посвященный памяти Владислава Ардзинба.

Эмма Ходжаа и Темур Кучуберия © Foto / из личного архива Эммы Ходжаа
Эмма Ходжаа и Темур Кучуберия © Foto / из личного архива Эммы Ходжаа

"После войны он организовал свою студию, мы поженились. Я продолжала работать на телевидении. Какое-то долгое время было очень тяжело, я не получала зарплату, мне могли заплатить буханкой хлеба за весь месяц, мы с трудом выживали. Иногда было не на что купить молока для ребенка, но я все равно понимала, что он не из тех, кто станет снимать свадьбы и корпоративы", – рассказала Эмма.

Журналист признается, что ей было сложно вернуться к "мирным" темам в первые годы после войны. Не хватало адреналина, свиста пуль за спиной, чувства опасности. Поэтому Эмма продолжала ездить в опасные точки. Она вспоминает, как, оставив сына Таира в детском саду, она с супругом могла поехать на съемки в Кодорское ущелье, в Галский район.

Брак изменил ее в лучшую сторону, говорит журналист.

"За годы жизни с ним я стала лучше. Он старше меня на 16 лет, но на самом деле он был по духу моложе меня, открыт ко всему новому, это я была консерватором. У нас была настоящая семья, когда ты не представляешь рядом другого человека", – добавила она.

Эмма Ходжаа и Темур Кучуберия прожили в счастливом браке почти 30 лет. Темур Кучуберия ушел из жизни в 2022 году.

Больше новостей Абхазии читайте здесь.

Подписывайтесь на наши страницы в Telegram, ВКонтакте, Одноклассниках и TikTok