Найти в Дзене

"Мастер и Маргарита": по следам героев романа. Часть 13.

Дорогие друзья, мы продолжаем наше фотопутешествие по следам героев романа "Мастер и Маргарита".

Здесь ссылка на двенадцатую часть.

Курсивом в кавычках я выделяю цитаты из романа. А обычным шрифтом набраны мои комментарии.

Глава 23. "ВЕЛИКИЙ БАЛ У САТАНЫ"

Пересказывать содержание этой главы было бы странным и бесполезным занятием, в связи с тем, что всем вам оно хорошо известно из романа.

Вместо этого мы с вами обратимся к менее известным фактам.

Считается, что прототипом "бала ста королей" стал прием в резиденции американского посла в Советском Союзе Уильяма Буллита, состоявшийся в ночь с 22 на 23 апреля 1935 года. Этот посол ежегодно давал такие балы и приглашал туда представителей творческого и политического бомонда Москвы того времени.

2 фотографии (листайте галерею):

В апреле 1935 года Булгаков получил приглашение на это мероприятие. На карточке-приглашении чернилами было приписано: "фрак или черный пиджак" (в романе эту фразу произносит Гелла, в телефонном разговоре с бароном Майгелем).

Булгаков, кстати очень комплексовал, что приписка была адресована только ему.

"СпасоХаус" Резиденция посла США в Российской Федерации. Лето 2023 года. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
"СпасоХаус" Резиденция посла США в Российской Федерации. Лето 2023 года. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

Описание бала Воланда в романе "Мастер и Маргарита" очень сильно совпадает с воспоминаниями Е.С. Булгаковой о том приеме у американского посла.

2 фотографии (листайте галерею):

"23 апреля.

Бал у американского посла. М.А. [Булгаков] в черном костюме. У меня вечернее платье исчерна-синее с бледно розовыми цветами. Поехали к двенадцати часам. Все во фраках, было только несколько смокингов и пиджаков...

...В зале с колоннами танцуют, с хор - прожектора разноцветные. За сеткой птицы - масса - порхают. Оркестр, выписанный из Стокгольма...

...Ужин в специально пристроенной для этого бала к посольскому особняку столовой, на отдельных столиках. В углах столовой выгоны небольшие, на них - козлята, овечки, медвежата. По стенкам - клетки с петухами. Часа в три заиграли гармоники и петухи запели. Стиль рюсс.

Масса тюльпанов, роз - из Голландии.

В верхнем этаже - шашлычная. Красные розы, красное французское вино. Внизу - всюду шампанское, сигареты."

А в качестве фоторяда, за неимением в своем личном архиве интерьеров "СпасоХауса", я предлагаю вашему вниманию еще несколько фотографий из "нехорошей квартиры".

3 фотографии (листайте галерею):

Как мы все помним, среди гостей бала был и барон Майгель, служащий в Зрелищной комиссии в должности ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы.

Исходя из названия его должности я делаю вывод, что его офис, выражаясь современным языком, находился по тому же адресу, где бухгалтер Ласточкин стал свидетелем исполнения служащими песни "Славное море - священный Байкал", т.е. в Староваганьковском переулке (на фото ниже).

Усадьба Аладьиных-Голицыных, Староваганьковский переулок д. 17. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Усадьба Аладьиных-Голицыных, Староваганьковский переулок д. 17. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

Все вы помните чем закончился бал и что было потом.

Глава 24. "ИЗВЛЕЧЕНИЕ МАСТЕРА"

После бала Маргарита снова оказалась в спальне Воланда. Здесь невероятные события этой ночи продолжились.

Кот Бегемот, житель "Булгаковского дома". Фото 2017 года. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Кот Бегемот, житель "Булгаковского дома". Фото 2017 года. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

Как и раньше, я не буду пересказывать все эти события.

Рукописи не горят. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Рукописи не горят. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

Остановимся более подробно на финале этой ночи.

После того, как мастер был извлечен из Дома скорби и предстал перед Маргаритой, после того, как Наташа была "оставлена ведьмой", Николай Иванович снабжен справкой о том, что был использован в качестве транспортного средства, Варенуха был отправлен домой, а Алоизий Могарыч изгнан из домика мастера, Маргарита и ее любовник попрощались с Воландом и в сопровождении всей его свиты вышли из квартиры №50.

Площадка пятого этажа и вход в квартиру №50 (открытая дверь). Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Площадка пятого этажа и вход в квартиру №50 (открытая дверь). Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

А незадолго до этого из квартиры №48, "...помещавшейся под ювелиршиной..." выходила Аннушка.

Дверь квартиры №48. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Дверь квартиры №48. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

"Это была та самая Аннушка, что в среду разлила, на горе Берлиоза, подсолнечное масло у вертушки."

Носила она прозвище "Чума".

Анна Федоровна Горячева, жилец квартиры №50, ставшая прототипом "Аннушки". Была соседкой М.А. Булгакова, в период его проживания в "нехорошей квартире". Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Анна Федоровна Горячева, жилец квартиры №50, ставшая прототипом "Аннушки". Была соседкой М.А. Булгакова, в период его проживания в "нехорошей квартире". Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

На глазах у Аннушки, из квартиры №50 поочередно выскочили и также, поочередно вылетели в окно Алоизий, Николай Иванович и администратор Варьете.

В это окно они по всей видимости вылетали. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
В это окно они по всей видимости вылетали. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

А спустя несколько минут мимо Аннушки спустились во двор дома Маргарита со своим вновь обретенным любовником, а также свита Воланда.

Все вы помните, что Аннушка подобрала золотую подкову (подарок Воланда), усыпанную алмазами, которую Маргарита уронила идя по темной лестнице и как потом Азазелло решил этот вопрос.

Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

Маргарита с мастером сели в большую черную машину, за рулем которой был грач.

"Грач зажег фары и выкатил в ворота мимо мертво спящего человека в подворотне."

Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

"И огни большой черной машины пропали среди других огней на бессонной и шумной Садовой."

Садовое кольцо. Вечер. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Садовое кольцо. Вечер. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

"Через час в подвале маленького домика в одном из арбатских переулков, в первой комнате... под лампой с абажуром, возле которого стояла вазочка с ландышами, сидела Маргарита и тихо плакала от пережитого потрясения и счастья."

Домик мастера в Мансуровском переулке. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Домик мастера в Мансуровском переулке. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

"Домик молчал. В соседней маленькой комнате на диване, укрытый больничным халатом, лежал в глубоком сне мастер."

Наплакавшись, Маргарита стала читать роман мастера о Понтии Пилате с того места, "...что перечитывала перед свиданием с Азазелло под Кремлевской стеной."

2 фотографии (листайте галерею):

Глава 25. "КАК ПРОКУРАТОР ПЫТАЛСЯ СПАСТИ ИУДУ ИЗ КИРИАФА"

и

Глава 26. "ПОГРЕБЕНИЕ"

По традиции, в качестве иллюстраций к главам, рассказывающим о евангельских событиях, я использую фотографии картин Николая Николаевича Ге из Третьяковской галереи.

"Совесть. Иуда".

Н.Н. Ге "Совесть. Иуда". 1891 г. холст, масло. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Н.Н. Ге "Совесть. Иуда". 1891 г. холст, масло. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

"Возвращение с погребения Христа".

Н.Н. Ге "Возвращение с погребения Христа". 1859 г. холст, масло. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Н.Н. Ге "Возвращение с погребения Христа". 1859 г. холст, масло. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

"Вестники Воскресения".

Ге Н.Н. "Вестники Воскресения". Холст, масло, 1867 г. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".
Ге Н.Н. "Вестники Воскресения". Холст, масло, 1867 г. Фото автора канала "Приключения Тома Сойера".

Вот на этом я хочу закончить сегодняшнюю свою публикацию.

Спасибо за внимание!

ЗДЕСЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ.

Все фотографии сделаны мною.

Буду рад и критике и лайкам.