Дорогие друзья, мы продолжаем наше фотопутешествие по следам героев романа "Мастер и Маргарита".
Здесь ссылка на двенадцатую часть.
Курсивом в кавычках я выделяю цитаты из романа. А обычным шрифтом набраны мои комментарии.
Глава 23. "ВЕЛИКИЙ БАЛ У САТАНЫ"
Пересказывать содержание этой главы было бы странным и бесполезным занятием, в связи с тем, что всем вам оно хорошо известно из романа.
Вместо этого мы с вами обратимся к менее известным фактам.
Считается, что прототипом "бала ста королей" стал прием в резиденции американского посла в Советском Союзе Уильяма Буллита, состоявшийся в ночь с 22 на 23 апреля 1935 года. Этот посол ежегодно давал такие балы и приглашал туда представителей творческого и политического бомонда Москвы того времени.
2 фотографии (листайте галерею):
В апреле 1935 года Булгаков получил приглашение на это мероприятие. На карточке-приглашении чернилами было приписано: "фрак или черный пиджак" (в романе эту фразу произносит Гелла, в телефонном разговоре с бароном Майгелем).
Булгаков, кстати очень комплексовал, что приписка была адресована только ему.
Описание бала Воланда в романе "Мастер и Маргарита" очень сильно совпадает с воспоминаниями Е.С. Булгаковой о том приеме у американского посла.
2 фотографии (листайте галерею):
"23 апреля.
Бал у американского посла. М.А. [Булгаков] в черном костюме. У меня вечернее платье исчерна-синее с бледно розовыми цветами. Поехали к двенадцати часам. Все во фраках, было только несколько смокингов и пиджаков...
...В зале с колоннами танцуют, с хор - прожектора разноцветные. За сеткой птицы - масса - порхают. Оркестр, выписанный из Стокгольма...
...Ужин в специально пристроенной для этого бала к посольскому особняку столовой, на отдельных столиках. В углах столовой выгоны небольшие, на них - козлята, овечки, медвежата. По стенкам - клетки с петухами. Часа в три заиграли гармоники и петухи запели. Стиль рюсс.
Масса тюльпанов, роз - из Голландии.
В верхнем этаже - шашлычная. Красные розы, красное французское вино. Внизу - всюду шампанское, сигареты."
А в качестве фоторяда, за неимением в своем личном архиве интерьеров "СпасоХауса", я предлагаю вашему вниманию еще несколько фотографий из "нехорошей квартиры".
3 фотографии (листайте галерею):
Как мы все помним, среди гостей бала был и барон Майгель, служащий в Зрелищной комиссии в должности ознакомителя иностранцев с достопримечательностями столицы.
Исходя из названия его должности я делаю вывод, что его офис, выражаясь современным языком, находился по тому же адресу, где бухгалтер Ласточкин стал свидетелем исполнения служащими песни "Славное море - священный Байкал", т.е. в Староваганьковском переулке (на фото ниже).
Все вы помните чем закончился бал и что было потом.
Глава 24. "ИЗВЛЕЧЕНИЕ МАСТЕРА"
После бала Маргарита снова оказалась в спальне Воланда. Здесь невероятные события этой ночи продолжились.
Как и раньше, я не буду пересказывать все эти события.
Остановимся более подробно на финале этой ночи.
После того, как мастер был извлечен из Дома скорби и предстал перед Маргаритой, после того, как Наташа была "оставлена ведьмой", Николай Иванович снабжен справкой о том, что был использован в качестве транспортного средства, Варенуха был отправлен домой, а Алоизий Могарыч изгнан из домика мастера, Маргарита и ее любовник попрощались с Воландом и в сопровождении всей его свиты вышли из квартиры №50.
А незадолго до этого из квартиры №48, "...помещавшейся под ювелиршиной..." выходила Аннушка.
"Это была та самая Аннушка, что в среду разлила, на горе Берлиоза, подсолнечное масло у вертушки."
Носила она прозвище "Чума".
На глазах у Аннушки, из квартиры №50 поочередно выскочили и также, поочередно вылетели в окно Алоизий, Николай Иванович и администратор Варьете.
А спустя несколько минут мимо Аннушки спустились во двор дома Маргарита со своим вновь обретенным любовником, а также свита Воланда.
Все вы помните, что Аннушка подобрала золотую подкову (подарок Воланда), усыпанную алмазами, которую Маргарита уронила идя по темной лестнице и как потом Азазелло решил этот вопрос.
Маргарита с мастером сели в большую черную машину, за рулем которой был грач.
"Грач зажег фары и выкатил в ворота мимо мертво спящего человека в подворотне."
"И огни большой черной машины пропали среди других огней на бессонной и шумной Садовой."
"Через час в подвале маленького домика в одном из арбатских переулков, в первой комнате... под лампой с абажуром, возле которого стояла вазочка с ландышами, сидела Маргарита и тихо плакала от пережитого потрясения и счастья."
"Домик молчал. В соседней маленькой комнате на диване, укрытый больничным халатом, лежал в глубоком сне мастер."
Наплакавшись, Маргарита стала читать роман мастера о Понтии Пилате с того места, "...что перечитывала перед свиданием с Азазелло под Кремлевской стеной."
2 фотографии (листайте галерею):
Глава 25. "КАК ПРОКУРАТОР ПЫТАЛСЯ СПАСТИ ИУДУ ИЗ КИРИАФА"
и
Глава 26. "ПОГРЕБЕНИЕ"
По традиции, в качестве иллюстраций к главам, рассказывающим о евангельских событиях, я использую фотографии картин Николая Николаевича Ге из Третьяковской галереи.
"Совесть. Иуда".
"Возвращение с погребения Христа".
"Вестники Воскресения".
Вот на этом я хочу закончить сегодняшнюю свою публикацию.
Спасибо за внимание!
Все фотографии сделаны мною.
Буду рад и критике и лайкам.