Найти тему
Бес в ребро.

Трактор

Трактор Беларус застрял на нашей улице, состоящей из десятка домов. Одним концом она упиралась в речушку под названием «канава», а с другой стороны тропинкой, уходившей в поля. По существу это и была канава, отводящая воду из мелиоративной системы по осушению болот. В Белоруссии без такой системы добрая половина территории была бы болотом и по сей день. 

Канава была довольно широка. Метра три – четыре местами. Но глубиной не блистала. Максимум по колено воды с достаточно резвым течением.

Улица наша сворачивала налево в центр посёлка. А направо уходила дорога на сельхоз поля. И вот тут через эту дорогу протекал ручеёк. 

Обычно он не представлял никаких проблем для тракторов и телег, но прошли обильные дожди с грозами, и с каждым днём грязевая жижа в этой луже становилась всё шире и глубже. И этот Беларус на днях уже буксовал в этой луже несколько раз, но вылазил покудова самостоятельно. На то он и трактор.

Однако в этот день что-то не заладилось у него и уже минут двадцать он крутил колёсами, зарываясь всё глубже. 

В итоге задние большие колёса только на четверть остались видны, а передние задрались вверх и крутились, как будто вообще не цепляясь за грунт. Похоже, он сел брюхом на твердую землю и это было его фиаско. 

Когда уже всем стало ясно, что самостоятельно Беларусу не выбраться, пацаны были отправлены в МТС за подмогой.

Пока суть да дело, где-то через час приполз ДТ 75. Гусеничный трактор почти новый и внушающий надежду. Подцепив тросом Беларус, он заревел мотором и … стал тоже закапываться.

А зрители, состоящие в основном из деревенской мелколты, стали спорить застрянет ли ДТ-шка тоже.

Беларус, между тем, за время ожидания подмоги, похоже, вклеился в осевшую грязь, как в застывшую эпоксидку. Он почти не дергался при рывках гусеничного трактора и это был приговор одинокой ДТ-шки. Теперь и ей требовалась подмога. Пришлось ждать второго трактора.

Они приехали вдвоём. Ещё один ДТ и ещё один Беларус. Сначала выдернули гусеничный, который закопался на бывшей теперь уже дороге. Потом два ДТ, зацепившись цепочкой, попробовали вытащить замурованный Беларус и, поняв, что надо предпринимать нечто неординарное, впрягли в свою связку еще и приехавший Беларус. 

Только после нескольких скоординированных рывков застрявший трактор сначала начал слегка сдвигаться, а потом как будто сам выскочил из клейкой ловушки.

Радости зрителей не было предела. Мы кричали и танцевали, как будто победили немцев на фронте!

Трактора быстренько разъехались. Лишь один бульдозер еще подровнял разбитую дорогу и тоже укатил восвояси. Зрители тоже все разошлись. Но мы с братом Вовкой, моим одногодком и сыном брата моей мамы, к которым я и приезжал на лето погостить на деревне и свежем воздухе, не могли оставить эту лужу просто так. Нам обязательно надо было исследовать ее глубину. И можно ли в ней застрять человеку. Поэтому мы, бросив жребий, сначала по очереди, а потом и вдвоём перешли эту лужу вброд. Глубина оказалась небольшая. Даже меньше, чем по пояс. И грунт внизу довольно плотный. И чего он там застрял, мы так и не поняли…

А немного погодя, в этом месте положили трубу для стока ручья. И больше там никто не застревал.

Наверное, у этой истории есть какая-то мораль. Типа, чем круче вездеход, тем сложнее его вытащить, но мне она вспоминается исключительно, когда я вижу, как современные мамаши (да и папашки тоже) кидаются спасать своих малолеток из луж на асфальте. Впрочем, детей по-любому надо любить и беречь. Только меру надо знать.