Найти в Дзене
Memento mori

Захоронения Моисеевского женского монастыря

В 1990х, во время строительных работ по благоустройству Манежной площади в Москве, было найдено множество старинных предметов: культурный слой в этом месте составил более 7 метров и был наполнен артефактами из разных периодов истории города.

Поэтому строительные работы затянулись, и итогом стало создание небольшого (но интересного) Музея археологии Москвы, в экспозицию которого включили даже законсервированную опору Воскресенского моста, который когда-то был переброшен через реку Неглинную.

Тогда же обнаружили храмовый фундамент и кладбище Моисеевского монастыря. Сама обитель была основана в середине XVII века при Алексее Михайловиче. Какой-то особенно выдающейся и богатой она так и не стала, так что по прошествии чуть более 100 лет прекратила свое существование: в 1771 году было запрещено хоронить на монастырском кладбище, а в 1787 — разобрали храм и прилегающие к нему богадельни. На месте монастыря устроили Моисеевскую площадь, на которой в 1883 году по проекту Д.Н. Чичагова была воздвигнута часовня св. Александра Невского в память пятилетней годовщины освобождения болгар от турецкого ига.

Часовня Александра Невского на Моисеевской площади, 1914г.
Часовня Александра Невского на Моисеевской площади, 1914г.

Часовня стала первым церковным строением в Москве, которое снесла советская власть, не смотря на возражения музейного отдела Наркомпроса. После снесли окружающую площадь застройку, так что в итоге Моисеевская площадь стала частью Манежной площади (в 1967-1990 гг. — площади 50-летия Октября).

Что касается раскопок, то в ходе археологических изысканий было обнаружено 588 захоронений, в том числе и 30 сохранившихся надгробий. На единственном из них полностью сохранилась надпись: "1746 году апреля против 26 числа по полуночи в 4м часу преставися раба божия дворцовой верховой Новоспаской церкви поподья Акилина Митрофанова дочь и погребена на сем месте".

Все останки, найденные при раскопках, были перезахоронены на кладбище в Ракитках.

Надгробие Моисеевского монастыря
Надгробие Моисеевского монастыря

Исследование захоронений помогло изучению ритуального обряда тех времен. Не так чтобы часто появляется возможность детально исследовать древний некрополь.
Тела лежали в деревянных ящиках или выдолбленных колодах, одно из тел было завернуто в бересту. Были найдены части облачений, четки, в 71 захоронениях — нательные кресты. В изголовье часто располагались погребальные сосуды — слезницы (елейницы). Интересно, что когда-то наши предки помещали в захоронение посуду с прахом покойного или с остатками тризны, а потом, с приходом православия, уже в XII-XIII вв. появилась традиция помещать слезницы. В XIV-XVI вв. обычай сохраняется только в Москве и ее ближайших областях, а также в Великом Новгороде. А с XVII и по XIX вв. распространяется по всей стране, после чего исчезает.

Слезницами выступали любые подходящие по размеру маленькие чаши: аптечные баночки, чашки, стаканы и т.д. Они были керамическими, стеклянными, металлическими. В общем, просто удобный маленький сосуд из тех предметов, что в быту всегда под рукой. В них хранился елей, оставшийся после отпевания усопшего.

Интересны и такие сохранившиеся ритуальные предметы облачений, как воздухи. Воздухи — четырехугольные платки, закрывавшие лицо умершего при отпевании и сохраняющиеся при погребении. Воздухи расшивались каноническими надписями и изображениями Голгофы.

Традиция помещать платок на лица восходит ко временам погребения Христа, и в Евангелии от Иоанна это описано так: "Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его". Тогда лицо Христа было накрыто сударем — специальным платком тех времен для вытирания пота с лица.

Кроме библейских традиций, существование воздухов объясняется еще и тем, что душа умершего обращается к Богу, и ничто мирское ее уже не должно отвлекать.

Воздухи из монастырских захоронений
Воздухи из монастырских захоронений

И закончу это маленькое знакомство с музейной экспозицией интересным народным верованием, на которое я наткнулась, пытаясь понять, когда воздухи появились в России (вопрос остается открытым).

В дореволюционные времена этнографы в сельской местности в различных областях отмечали такой обычай: покойнику на лицо клали блин, а потом этот блин надо было "скормить" священнику. Конечно, священники протестовали)) А идея была в том, что если священник подобное угощение съест — то душа покойного обязательно попадет на небо, ибо таким образом "уничтожатся" все грехи усопшего.

Кстати, в Великобритании до ХХ века в сельской местности было похожее верование. Там существовали специальные люди, "поедатели грехов" ("sin-eater"), — обычно состарившиеся мужчины, которые уже не могли работать. Покойному на грудь клался хлеб, а после этот хлеб должен был съесть "sin-eater", чтобы, так сказать, взять на себя грехи покойного.

Вот вроде и все на сегодня, спасибо за внимание.