Найти тему
Исторический архив

Жизнь Андреа Палладио

Андреа Палладио родился в 1508 году. На протяжении долгого времени считалось, что родным городом Палладио был Виченце. Однако, местом его рождения является Падауи. При рождении он получил имя Андреа ди Пьетро. А первое прозвище – Делла Гондола – он поличил из-за отца. Отец Палладио – Пьетро делла Гондола, был мельником и каменщиком. С самого детства Андреа помогал в работе отцу. Воспитание Палладио так же активно занимался Винченцо Гранди – его крестный[1].

В 13 лет мальчика отдали на обучение Бартоломео Кавацца да Соссана, квалифицированному каменщику из Виченцы, который работал в это время в Падуе. После нескольких лет тяжелой работы, Палладио переехал вместе с отцом в Венценцу, поскольку этот город был крупнее, и в нем было больше возможностей для развития.

В Виченце Андре Палладио нанимается на службу к известным скульпторам Джованни да Порлецца и Джироламо Питтони, известным как «мастера Педемуро». Вскоре он вступил в гильдию каменщиков.

В 1534 году, в 26 лет, Палладио женился на девушке по имени Аллеградонна, от брака с ней родилось пятеро детей.

Первым заказчиком Палладио стал Джироламо де Годи. В 1537 году Андреа начал для него работу над проектом виллы в Лонедо ди Луго к северу от Виченцы, постройка которой продолжилась до 1542 года.

Ключевым моментом в жизни Андреа Палладио стало его знакомство с графом Джан Джорджо Триссино, гуманистом, поэтом и ученым, драматургом и дипломатом. Именно Триссино, осознав, что Андреа талантлив в математике и черчении и жаждет иной деятельности, стал всячески развивать его архитектурные способности. Именно он наделил своего протеже звучным именем Палладио, как бы отдавая его под опеку Афины Паллады, богини мудрости, воительницы и покровительницы ремесел[2]. Триссино был инициатором первой двухлетней поездки Андреа в Рим в самом начале 1540-х годов. К этому моменту Палладио был уже хорошо знаком с классическим наследием, сохранившимся в самой Виченце и в близлежащих городах — Падуе, Вероне, Пуле. Однако археологические памятники Рима и непосредственное знакомство с материалом, который он знал по заученным назубок книгам, сыграли решающую роль в становлении мастера.

-2

В Риме Андреа познакомился с архитектурными творениями своих прямых предшественников и современников — Рафаэля, Браманте, Микеланджело, Джулио Романо и других, которые наравне с мастерами его родных краев (Себастьяно Серлио, Микеле Санмикели, Якопо Сансовино) оказали влияние на формирование его архитектурных вкусов[3].

До 40-летнего возраста архитектор не получал ни одного важного общественного заказа. Первым важным заказом стала реконструкция частично обрушившегося средневекового готического здания городской ратуши (Базилика Палладио) на Пьяцца-деи-Синьори в Виченце.

Граф Джироламо Кьерикати в 1550 году заказывает Палладио проект дворца, который сделался одной из архитектурных жемчужин центра Виченцы. Строительство началось на небольшом островке. Годом ранее еще один аристократ, Изеппо да Порто, начинает строительство по проекту Палладио своего дома.

В 1550 году умирает Триссино, и Палладио тесно сближается с венецианским аристократом, только что избранным аквилейским патриархом Даниеле Барбаро и его братом Маркантонио. В 1554 году Даниеле, ученый и дипломат, государственный деятель и пламенный поклонник и знаток античности, сам не чуждый архитектурному творчеству, пригласил Палладио присоединиться к своей поездке в Рим, куда направлялся для надзора над готовящимся изданием трактата древнеримского архитектора и инженера Марка Витрувия Поллиона «Десять книг об архитектуре» с собственными комментариями. Более того, Даниеле Барбаро предложил Палладио оформить издание иллюстрациями. Но главное, в те годы он начинает работу над своим основным теоретическим трудом «Четыре книги об архитектуре», опубликованным в Венеции в 1570 году и богато проиллюстрированным[4].

Можно смело утверждать, что именно это произведение стало самым влиятельным архитектурным трактатом, написанным когда-либо. Изложенный простым языком, доступным не только для ученых, но и для архитекторов самого разного уровня подготовки и образованности, он подробно повествует об ордерах, технических и конструктивных особенностях строительства, об античных памятниках Рима. Отдельный раздел посвящен в нем собственным творениям Палладио с краткими описаниями, рисунками и планами, указаниями места строительства, заказчиков[5].

А в 1554 году братья Барбаро, унаследовав от отца землю и состояние, заказывают Андреа фамильный загородный дом, вошедший в историю мировой культуры как вилла Барбаро. И в этом же году зодчий в городке Пьембино Дезе строит виллу для семьи Альвизе Корнаро.

В 1560 году Палладио прибыл в Венецию, надеясь на успешную профессиональную деятельность здесь. Главным архитектором города тогда был Якопо Сансовино, и полагают, что именно из-за его лидерства первые попытки Палладио освоиться в столице республики оказались неудачны, а осуществленные заказы случились не сразу. И хотя его проекты реконструкции и строительства церквей Сан-Пьетро ди Кастелло, Сан-Франческо делла Винья, Сан-Джорджо Маджоре были одобрены, лишь после смерти Сансовино в 1570 году Палладио стали рассматривать как авторитетного архитектора. Его признание было подтверждено заказом на строительство церкви Иль Реденторе — единственного проекта, спонсированного государством и полностью возведенного по планам мастера без всяких изменений[6].

Андреа Палладио умер в Венеции 19 августа 1580 года в результате инсульта. Сегодня его творчество продолжает жить в душах людей и вдохновлять новых архитекторов к созданию новых шедевров.

[1] Геташвили Н., Чечик Л. Великие архитекторы. Андреа Палладио. Т. 9. 2015. С. 5.

[2] Колпинский Ю.Д. Искусство Венеции. XVI век. М. 1970. С. 241.

[3] Всеобщая история искусств. Т. 3. М. 1962.

[4] Геташвили Н., Чечик Л. Великие архитекторы. Андреа Палладио. Т. 9. 2015. С. 12.

[5] Колпинский Ю.Д. Искусство Венеции. XVI век. М. 1970. С. 245.

[6] Геташвили Н., Чечик Л. Великие архитекторы. Андреа Палладио. Т. 9. 2015. С. 21.