Найти тему

Основные этапы эффективного стратегического маркетинга

Определение стратегии тесно связано с типом компании, которая ее разрабатывает, рынком, периодом и множеством других факторов. Но существуют некоторые основные шаги, необходимые для составления эффективного стратегического маркетингового плана. Что к ним относится?!

Изучение компании и рынка

Первым шагом, который необходимо пройти, чтобы прийти к определению действенной маркетинговой стратегии, является анализ самого бизнеса и целевого рынка. То есть необходимо изучить: размер рынка, его тенденции, активных конкурентов, игроков, населяющих его, критические проблемы и возможности, которые необходимо использовать. Но также очень важно провести SWOT-анализ компании, чтобы точно понять ее сильные и слабые стороны, основные угрозы, с которыми она сталкивается, выходя на рынок, и возможности, которыми она могла бы воспользоваться, выбрав правильную стратегию.

Также крайне важно определить видение и миссию компании, философию, составляющую корпоративную культуру, отличительный фирменный стиль и ключевые моменты, которые отличают ее от конкурентов.

Источниками информации стратегического маркетинга на этом этапе могут быть либо наиболее точные исследования рынка, либо статистические данные, предоставляемые организациями по маркетинговым исследованиям, или организациями, занимающимися конкретно определенным сектором (промышленность, туризм, торговля и т. д.). Решающее значение имеет также информация, которую компания может получить внутри компании, например, ее исторические данные, бюджеты, внутренние исследования рынка и анализ конкретной клиентской базы.

Определение сегмента потребителей

После изучения целевого рынка необходимо определить сегмент потребителей, на который хочется ориентироваться: невозможно и непродуктивно ориентироваться на всех без разбора, необходимо более точно составить профиль своего идеального клиента.

На самом деле важно досконально знать характеристики своих типичных потребителей с демографической и социальной точки зрения, а также с точки зрения интересов, среднего дохода, ценностей, образа жизни, покупательских привычек и т. д. Если речь идет о рынке B2B, необходимо оценить и другие параметры, такие как сфера компетенции, иерархическая структура, уровень цифровизации и другие ключевые элементы.

Знание цели, которую необходимо завоевать, и ее потребностей позволяет создать маркетинговую стратегию, направленную на их эффективное и лучшее удовлетворение по сравнению с конкурентами. Чуткое отношение к рынку также позволяет предвидеть новые тенденции и потребности, чтобы первыми предложить новые решения своим целевым клиентам.

Определение целей бизнеса

Корпоративные цели всегда должны разрабатываться в соответствии с логикой SMART - аббревиатурой, которая расшифровывается как конкретные, измеримые, достижимые, актуальные и ограниченные по времени цели. На самом деле каждая цель должна быть определена не только с качественной, но и с количественной точки зрения: привязка каждой цели к конкретным KPI является очень хорошим решением и гарантирует, что каждое действие и реакция могут быть определены цифрами, статистикой, отчетами, точными и сопоставимыми данными.

Каждый оперативный шаг может быть проверен и оценен с помощью объективных критериев, что позволяет продолжить его со временем, если он функционален, или изменить, если он может быть улучшен, или даже заменить его новыми стратегиями, если он окажется (проверено на практике) неудачным.

Наличие четкой карты своих целей необходимо, если человек хочет знать, куда движется организация, и не любит «ориентироваться на глаз».

Позиционирование и операционная стратегия

Этапы анализа, определения целевой аудитории и постановки целей ведут к заключительному этапу стратегического процесса, а именно к определению операционной стратегии. Благодаря всестороннему анализу целевой аудитории и конкуренции компания сможет точно позиционировать себя по отношению к конкурентам и создать точную и однозначную идентичность бренда.

Определение маркетинг-микса, который будет применяться, станет завершающим этапом процесса и будет включать решающий выбор таких факторов, как продукт, ценовая политика, коммуникация, построение пути клиента и каналы взаимодействия, в которые необходимо вкладываться.

Помимо маркетинговых инструментов, необходимо также определить рабочие процессы компании, роли в команде и методы работы, которые могут привести к максимальным результатам при минимально возможном использовании ресурсов.

Наличие четкой стратегии недостаточно для того, чтобы надеяться на достижение отличных результатов: сочетание стратегического мышления и оперативного мастерства определяет успех или неудачу любого маркетингового проекта, будь то в контексте небольших реалий или тактики всемирно известных брендов.

Стратегия и практика идут рука об руку, и один подход никогда не может (и не должен) исключать другой: долгосрочные годовые и многолетние планы должны соседствовать с ежедневной оперативной работой, устойчивой и разделяемой всей командой. Только таким образом можно нацелиться на реальную и длительную эволюцию бизнеса.

От автора: Меня зовут Иван, я накопил большой опыт в SEO и интернет-маркетинге с 2010 г. В настоящее время занимаюсь наставничеством, обучением в данных сферах.
Нужна помощь в продвижении ваших проектов?! Пишите вопросы в комментарии или в личку (контакты в шапке профиля). Консультация бесплатная и ни к чему не обязывает.