Найти тему

Когда политика меняет всё

Простая вроде бы картина. Жанровая зарисовка из жизни Великобритании второй половины XIX века. Но оказывается, что не всё так просто.

Вообще-то созерцателей искусства условно можно поделить на «любителей историй» и «чистых визуалов». Первым важно то, что происходит, что показано, вторым – как, где запрятаны секреты и в чём художественное мастерство. Конечно это разделение условно и между двумя обозначенными категориями существует как масса  «промежуточных станций», так и совпадение тех и других в одном лице.

Итак, по российскому сегменту интернета гуляет одна картина британского художника Альфреда Моргана (1836-1924).

Alfred Morgan - An Omnibus ride to Piccadilly Circus
Alfred Morgan - An Omnibus ride to Piccadilly Circus

Права «визуалов» соблюдены полностью. Картина вряд ли относится к шедеврам, но в общем и в целом – добротное академическое произведение.

А вот «любителям историй» не повезло катастрофически. Мало того, что я встречал переводы уровня «Поездка на омнибусе в цирк Пикадилли», и снисходительно понимаю, что не все учили в школе что Piccadilly Circus это не цирк, поэтому не буду давать ссылки на те страницы, где размещён такой перевод. Я искренне верю, что люди, выкладывающие такую информацию, как можно скорее хотели познакомить нас с творчеством Альфреда Моргана, и ещё поэтому готов простить им «цирк».

Но я не нашёл в русском интернете ни одного (!) полного названия. А оно меняет всё. «An Omnibus ride to Piccadilly Circus» - это милая жанровая сценка, небольшая зарисовка из жизни лондонского среднего класса второй половины XIX века. Но полное название картины звучит An Omnibus ride to Piccadilly Circus - Mr Gladstone travelling with ordinary passengers.

Опускаемая нашими соотечественниками интернет-писателями из экономии места (знаков, траффика) или по какой иной причине часть фразы переводится как «Мистер Гладстон вместе с обычными пассажирами». Нетрудно догадаться, что речь идёт о солидном седом мужчине в цилиндре и с тросточкой. Это не кто иной как 41й, 43й, 45й и 47й премьер-министр Великобритании в одном лице. Такова, видимо, была политическая жизнь в поздне-викторианскую эпоху, что сей муж четырежды занимал кресло премьер-министра (1868-1874, 1880-1885, 1886, 1892-1894) и, соответственно, четырежды отправлялся в отставку (подробности в справочной литературе). И согласитесь, это совсем уже другое дело, не просто жанровая сценка. К сожалению, я не смог установить, относится ли картина ко времени премьерства Уильяма Гладстона или к периоду его пребывания в оппозиции. Пусть это делают другие. Я уже и так внёс свой вклад в русскоязычные исследования британской живописи XIX века, введя в научный оборот полное название произведения, не встречавшееся доселе на русском языке. (Шутка)

В любом случае, произведение звучит совершенно по иному, когда мы знаем, что среди пассажиров омнибуса действующий премьер-министр или оппозиционный лидер Британской империи.