В 80-е годы моя мама сумела возглавить толпу народа и повести ее за собой. Причем, сама того не ведая.
Вот как все было.
Работала она в солидной конторе, которая называлась Главснаб Минтранстрой – то есть, Главное снабжение Министерства транспортного строительства. Главная задача сотрудников – звонить. Снабжение ведь.
Тогда разговор по межгороду был событием. Человек набирал «07», диктовал номер телефонистке, и ждал, иногда по несколько часов, когда его соизволят соединить с абонентом.
Через дорогу от конторы находился гастроном. Очень удачно находился, поскольку коллектив в Главснабе был в основном бабаский, а в гастрономе периодически что-то выбрасывали. Не в смысле – выкидывали просрочку, а в смысле – продавали дефицитные товары, которые нужно было доставать – то есть, ловить момент начала продажи и проходить испытание очередью.
Дефицит выбрасывали в любое время, в том числе и в рабочее. Поэтому поход в очередь был делом житейским, воспринимался коллегами с пониманием.
В ходу у покупателей был и другой глагол: «дают». Не в смысле – отдают бесплатно, а разрешают получить определенное количество товара в одни руки.
Анекдот такой тогда был:
«Приезжает иностранец в СССР. Видит – очередь:
- Ух ты! Что это?
- Масло дают!
- Надо же! У нас продают.
Видит - еще одна очередь.
- Что это?
- Сапоги выбросили!
- А! У нас такие тоже выбрасывают».
Последняя строчка может быть не понятна тем, кому до 30, ибо зачастую дефицит и качественный товар не являлись синонимами. Например, в продаже трудно было найти обычную серую туалетную бумагу.
Но вернемся к нашему гастроному.
Итак, стоит моя мама в очереди за каким-то продуктом. И вдруг видит – через дорогу, то есть, из конторы бежит коллега ее - Ефремовна.
«Наташка! – кричит та, всматриваясь в толпу у прилавка, - Давай сюда! Быстрее! Жмеринку дают!!!!». В Жмеринке был какой-то перевалочный пункт, и дозвониться туда считалось событием.
Конечно, мама выскакивает из очереди и стремглав летит в контору. Перебегает дорогу. Слышит: за спиной – топот. Ее догоняет мужик: «Девушка! А где Жмеринку то дают? Далеко еще?».
Мама оборачивается и видит: за ней следует половина посетителей гастронома с горящими глазами и пустыми авоськами. Люди бегут молча, но решительно. И не важно, что они не знают, что такое Жмеринка – то ли рыба, то ли название заморской ткани. Главное – ЭТО ДАЮТ! Значит - ЭТО ИМ НУЖНО!
Если вам порнавился этот рассказ, буду благодарна за подписку и комментарий. Это поможет продвижению канала.
А вот еще интересная история из этой подборки:
Горе от дефицита, или Как мама сбежала из ментовки
...В 80-х моя мама умудрилась сбежать из ментовки. Подкоп не делала, стены не крушила. Просто включила женскую логику и проявила предпринимательскую сообразительность.
Вот как все было....