Маленькая девочка с мамой идут по музею.
- Мам, а что тут такое нарисовано?
Если речь не идёт о сюжете, от которого лучше быстро увести ребёнка, то конечно хорошая мама и объяснит, и подскажет. Но иногда и маминого ресурса бывает недостаточно. Что же сделает хорошая мама? Правильно, начнёт сама описывать то, что видит.
- Смотри, дочка, это зима. Вот идут по улице мама с девочкой, совсем как мы с тобой. А вот дядя кормит собачку. Смотри какие домики интересные, старые, наверное, да и люди одеты как-то по-старинному. Вон там, вдалеке, башенки красивые.
- Водичка в фонтане замерзла, - добавляет дочь.
И они пошли дальше, так в общем-то ничего и не увидев. Конечно, если бы мама с дочкой были чуть повнимательнее, то наверняка от их взгляда не ускользнуло бы, что хвост у собачки какой-то странный, как-то подозрительно опущен вниз. Да и непонятно, почему собака, которая «приписана» к мясной лавке так спокойно спит и не пытается прогнать другую, нагло кормящуюся на её территории. И что это за странный кружочек между ушей у собачки. Такой обычно рисуют в каких-нибудь религиозных, а вовсе не в бытовых картинах.
Поможем маме?
Итак, занятный сюжетец (мужской вариант названия «Чё за фигня происходит», если им вообще удалось затащить с собой папу в музей).
Начнём с того, что это всё-таки не собака. Ну где вы видели собак такого размера и с такими хвостами. И да, у этого представителя семейства псовых на самом деле нимб над головой. Не НЛО и не «я так вижу» художника, а самый настоящий нимб. Идя «простым логическим путём» приходим к двум выводам. Первый – это волк. Второй – это не какой-то там стандартный Canis lupus, а какой-то необычный волк. Простых волков нимбами не награждают. Но вместо ясности мы получили ещё больше вопросов. Почему при появлении волка в городе люди ведут себя очень спокойно? Почему его вообще подкармливают? Граждане справа вообще не реагируют на присутствие волчары, маленькая девочка, при явном попустительстве мамы, гладит его как щеночка, собака слева дрыхнет как ни в чём не бывало… Где это видано, где это слыхано.
Итальянцы уже давно бы всё поняли (хотя картина и написана французом). И точно показали бы где. В Умбрии, в городе Губбио. Паззл собирается. Это знаменитый волк из Губбио.
Когда-то он был страшным и наводил ужас на всю округу. Даже вооружённые люди опасались встретить его в окрестностях города. Такие встречи чаще всего приводили к летальному исходу для людей и к сытному обеду для волка. Совсем измучались горожане Губбио и решили попросить о помощи святого Франциска. Тот явился на зов и совершенно без оружия пошёл в поля искать волка, как его не отговаривали. Встретив перекрестился, назвал волка по своему обыкновению «Брат» (Франциск ко всему живому и не живому так обращался) и начал стыдить хищника. На удивление, волк не просто не съел Франциска, но смиренно стал его слушать.
Тогда святой предложил сделку – жители деревни кормят волка, а тот обязуется больше не причинять вреда никому и ничему живому. В знак согласия серый кивнул. Но Франциск потребовал более ясного волеизъявления. Тогда волк, как цирковая собачка, протянул лапу.
Потом оба они проследовали на городскую площадь, где договор был подтверждён публично.
Отдельным пунктом Франциск поручился не только за жителей города, но и за всех городских собак, обещав, что они не будут устраивать шум-гам. Собственно, результат исполнения этого договора мы и увидели на первой, «непонятной» картине французского художника Люк-Оливье Мерсона (1846-1920).
Осталось добавить два замечания. Первое – в истории искусства есть такое интересное явление как осмысление прошлого в прошлом. Это я просто так сложно выразился, а на самом деле речь идёт о том, что сначала мы остановились перед картиной XIX века (1877), на которой изображено представление жившего тогда художника (напомню, француз Люк-Оливье Мерсон) о реалиях XIII века. И это отдельная, очень интересная тем. Не просто Средневековье, но далёкие времена в представлении людей XIX века. Собственно, именно своим достаточно интересным сюжетом и живописными средствами меня первоначально и привлекла эта картина и побудила сочинить всё это.
Второе – никогда не пытайтесь повторить что-то подобное. Иначе может получиться как в том анекдоте. Миссионер бредёт по Африке и встречает льва. Возможно, вспомнив про волка из Губбио, он не убегает, а останавливается и начинает молиться: «Боже, внуши ему христианские чувства». В ответ на это лев присел, сложил лапы и на чистой латыни прочитал молитву перед вкушением пищи… Далеко не каждый из нас святой Франциск Ассизский.