Прочитала тут, как военные выпустили пленных на минное поле. То ли ради развлечения, то ли из практических соображений. В РБК писали..
С чего мы взяли, сравнивая себя с далекими предками, что современное общество находится на какой-то высшей ступени нравственной эволюции? Что жизнь, права и свободы человека для нас высшая ценность? С чего мы вообще считаем, что продвинулись со времен шумеров в понимании морали? А разве мы стали человечнее доисторических варваров?
Я не антрополог. Но точно знаю, что элементы человеколюбия, сострадания к ближнему присутствовали еще в обществе неандертальцев. Об этом свидетельствуют находки костей со следами примитивных хирургических операций. Или, например, найденные древние захоронения стариков с поражением костного аппарата, которые с таким недугом могли дожить до старости только с помощью близких.
Так с чего это мы человечнее?
С одной стороны, да, сейчас считалось бы дикостью истребление населения захваченных городов, как это делал, например, Тамерлан. Однозначно неприемлимы изуверства над врагами, какие совершали ассирийцы. С другой стороны, самые массовые преступления против человечества случились не во времена древности, а в наши дни. Хиросима, газовые камеры, резня в Руанде, свидетели этих событий еще живы.
Как бы да, долгий путь развития философской мысли привел нас к тому, что в фундаментальных документах, например, в Конституции России закреплено, что наивысшую ценность представляет человеческая жизнь. С другой стороны написанное - наглая ложь. Потому что компенсация, например, за гибель в СВО кратно меньше, чем стоит элитное авто или квартира в рядовой московской многоэтажке. Также смею утверждать, что для нас всех смерть даже группы человек на задворках страны пройдет менее замеченной, чем ролик с Артемом Дзюбой.
Вроде как сегодня отношение к человеку в целом гуманнее. Запрещен детский труд, рабство кончилось (ну почти везде, привет рабам Мавритании). Хотя еще пару сотен лет назад детишек направляли на прочистку труб заводов Лондона, отчего те быстро дохли от чахотки.
Равенство сегодня декларируется. В отличие от древности, когда сплошь и рядом диферренцированный подход к людям зависимо от статуса в пищевой цепочке закреплялся на юридическом уровне.
Женевская конвенция - комбатантов теперь пытать нельзя, приказ "пленных не брать" является преступлением. Известные нравственные максимы, тоже относительно новеллы.
Но все перечисленные достижения человечества - иллюзия нашей гуманности. Мир остается диким, а люди - животными.
Я задаю себе вопрос: эти прогрессы от того, что мы стали человечнее и нравственнее, чем неандертальцы? От того, что мы стали выше ценить жизнь ближнего своего?
Мой ответ - нет. Мне кажется, что люди на исторической дистанции придумали уголовное право, государственное соцобеспечение, всеобщие политические права, расовую толерантность и прочие институты, обеспечивающие соблюдение норм высокой морали, по одной главной причине. Чтобы мы не разорвали друг другу глотки!
Развиваются правила общежития, а человек не меняется. Инициированные публичной властью юридические запреты, сформированные обществом обычаи поведения держат нас в стойле и защищают людей от них самих.
Наличие минимального размера оплаты труда минимизирует риск пугачевщины. То же касается всеобщего избирательного права.
Внедрение уголовного наказания за преступления против личности я обьясняю потребностью государства в стабильности: как управлять людьми, для которых, скажем, убийство является нормой? Никак. Думаю, именно задачу выстраивания системы управления людьми решали древние правители, когда унифицировали нормы поведения, ставшие первыми законами. Хаммураппи узаконил запрет на убийства не потому, что это аморально и бесчеловечно, а потому, что так было выгодно.
Честно полагаю, что даже заповеди, упомянутые в Ветхом завете, вышли из необходимости общества народа Израиля упорядочить правила игры, а не по причине любви Бога к человеку или человека к человеку. Это моя версия для тех, кто не верит в ангелов.
Таким образом, гуманность, которую мы якобы вырастили в себе за пару-тройку тысячелетий, на самом деле является не более чем добровольным поводком, который сдерживает нашего внутреннего зверя. Научившись делать айфоны мы не стали человечнее. Мы придумали ритуалы, как уживаться друг с другом, при этом остаемся животными.
Кому-то эта мысль покажется натянутой, но.. Приведу последний пример на сегодня. Супруг подруги, работяга, отец трех девочек, обычный мужик, которых орды. Собирается записаться в добровольцы. Не потому что, идеологический. А потому что ТАМ платят 200 тыщ, а на гражданке у него от силы тридцадка. Вот она, сущность среднестатистического человека, как только государство разрешило убивать.
На этом все. Предлагаю обдумать. Всем доброй ночи.
PS.
Кто не понял, статья не о зверствах текущей войны, а о звере в человеке в принципе. Политически одержимых прошу не беспокоить. Пожалейте меня)
Дарья Тодорова,
18.09.2023