— Чем рускеальский мрамор отличается от каррарского? — спросила я у экскурсовода во время экскурсии по подземной Рускеале.
Экскурсовод в ответ привел мнение Ломоносова. Великий ученый говорил, что в рускеальском мраморе так много примесей, что его с трудом можно назвать мрамором.
Вот почему из этого мрамора в основном делали дворцы и храмы, а не изящные скульптуры.
Впрочем, скульптуры тонкой работы у входа в подземную Рускеалу и в самом подземелье есть. Но они отлиты из смеси мраморного порошка с полимерами. Об этом тоже экскурсовод рассказал. Хотя эти скульптуры очень похожи на мраморные.
Есть на территории горного парка и скульптуры из мрамора:
На роре Белой, где раньше добывали белый мрамор, сейчас работают скульпторы:
В туристическом магазинчике продают поделки из мрамора:
Сейчас в рускеальских карьерах мрамор уже не добывают. В 1998 году главный карьер мраморных ломок принят на государственную охрану в качестве объекта культурного наследия. Теперь это полноценный туристический объект с удобными дорожками, всяческими развлечениями, музеями и кафе. Среди прочих развлечений есть старинный поезд с паровозом, который с 2019 года возит сюда туристов из города Сортавала.
А начиналась история карьера в 1765 году с приказа Екатерины II о добыче мрамора для строительства столичных дворцов и храмов. Заложили пять карьеров и начали бурить и взрывать породу. Добывали мрамор четырех цветов — пепельно-серого, серо-зеленого, белого с серыми прожилками и бело-сине-серого.
На добыче камня было занято до 500 человек из местного населения. Из Рускеалы мрамор везли в Санкт-Петербург и дворцовые пригороды. Среди прочего мрамор использовался при строительстве Эрмитажа, Мраморного дворца и Михайловского замка. При строительстве Исаакиевского собора Огюст Монферран лично приезжал на каменоломни выбирать мрамор подходящего цвета.
В середине XIX века в Рускеале открыли пильный и шлифовальный заводы, организовали производство извести из осколков мрамора. На мраморных ломках работало уже 800 человек. Во второй половине XX века рускеальским мрамором облицовывали подземные залы станций ленинградского метрополитена. Мраморное производство действовало до начала 1990-х годов.
А теперь тут царство суровой карельской красоты. Рукотворный карьер не портит окружающий пейзаж, а добавляет ему еще больше очарования.
Можете посмотреть на карьер на наших коротких видео:
Все фото и видео из семейного архива.