В ходе пресс-конференции главы ЦБ РФ стало понятно, что именно наличие низких ставок по ипотечным кредитам в рамках льготных программ и стало причиной повышения ключевого процентного уровня с 12% до 13%. Кроме того, был выдвинут тезис, что на стоимость рубля никакого влияния не оказывает структура валютных расчётов во внешней торговле. Мы не можем пройти мимо и этого тезиса, но начнём по порядку.
Недовольство ЦБ РФ льготной ипотекой носит иррациональный характер. Никакого «пузыря» или его признаков на рынке недвижимости РФ нет. Доступность жилья в России всё равно выше, чем в других странах, даже с учётом роста цен за квадратный метр.
Банки пухнут от денег. И тут приходит ЦБ РФ и поднимает ставку. В экономике есть вещи нерукотворные и рукотворные. Повышение ставки — абсолютно волюнтаристское, рукотворное решение.
Банкам теперь говорят: давайте кредиты подороже. А зачем? В чём проблема? Доля просрочки по ипотечным займам, составляющим основу кредитного портфеля банковского сектора страны, очень низкая, на зависть большинству банкиров в других странах. Кредитная нагрузка на население — одна из самых низких в мире в расчёте на ВВП страны. При таких условиях зажимать льготную ипотеку выглядит как попытка ударить по строительной индустрии.
А ведь каждый рубль, вложенный в покупку квартиры — это ещё несколько рублей спроса в других отраслях экономики. И верно обратное: убирая этот рубль, мы получаем падение спроса на несколько рублей, то есть программируем стагнацию в экономике страны. Единственный момент, когда можно зажимать ипотеку, это наличие реальных признаков «перегрева» на рынке недвижимости, но, как было сказано выше, ничего этого нет в России.
Здесь можно вспомнить слова мэра Москвы Сергея Собянина, который ещё в 2016 году заявил: «Самое лучшее лекарство от кризиса — это продолжение строительства, инвестиций, в том числе бюджетных. Бюджетные инвестиции ведь генерируют инвестиции от бизнеса. Именно поэтому ни в 2014, ни в 2015 годах падения объема инвестиций в Москве не было».
Поэтому, пытаясь сейчас уменьшить траты бюджета на льготную ипотеку ЦБ РФ своими действиями будет сокращать и инвестиции бизнеса. Причём удар по частным инвестициям наносит и сам факт повышения ключевой ставки.
В ходе пресс-конференции главы ЦБ РФ прозвучал и такой тезис: валютная структура экспортных расчетов не оказывает значимого влияния на курс. Якобы, даже если экспорт оплачивается в рублях, то это значит, что покупатель приобрел эти рубли, то есть продал валюту. Очень странно. Покупатель российских товаров может платить рублями и в том случае, если он продал ранее свои товары за российскую валюту, и такая тенденция также набирает силу, хотя ЦБ РФ почему-то отрицает даже факт такого явления, а не только тренд.
Потом, валютная структура расчётов как раз оказывает влияние на курс: чем больше спрос на рубли во внешней торговле, тем он крепче. И ЦБ РФ делает вид, что этого также не знает.
Есть ещё один момент, который может ускользнуть от внимания. ЦБ РФ (не)вольно подыгрывает офшорным инвестиционным компаниям, которые захотят поиграть в керри-трейд. Такие компании смогут занимать иностранную валюту под более низкий процент в других странах, переводить средства в рубли, покупать рублевые активы (ОФЗ или акции), а потом зарабатывать на этом, продавая эти активы. В итоге, часть денег, которые могли бы пойти в реальную экономику, будет крутиться в финансовой сфере.
Помимо этого минуса, из-за керри-трейда возможно искусственное раскачивание курса доллара к рублю, что само по себе негативно сказывается на планах предпринимателей по осуществлению инвестиций в реальную экономику.
Наконец, на рынках ОФЗ и российских акций могут начать образовываться «пузыри», и вот именно об этом должен был бы подумать ЦБ РФ, вздувая ставку. Но для этого пришлось бы отказаться от подъёма ставки и фактической цели — зажать внутренний спрос, но регулятор на это пойти не готов.