Найти тему
Ямаловед

Фритьоф Нансен и ямальские самоеды. Часть 1

110 лет назад, в августе 1913 года, знаменитый норвежец Фритьоф Нансен, путешествуя по Северному морскому пути, встретился с коренными жителями полуострова Ямал. Казалось бы, обычное дело для исследователя, но событие примечательно тем, что после него остались фотографии и подробное описание. И спустя век мы можем узнать, какими предстали друг перед другом "цивилизованные" господа и "дикие" северные люди.

Фритьоф Нансен (справа) и капитан "Корректа"
Фритьоф Нансен (справа) и капитан "Корректа"

"Вторник, 12 августа… Чем дальше, тем больше уклонялись мы к югу. Показалась земля на южном берегу Карского моря, и в течение утра мы находились от неё не далее 6-8 миль, по мнению капитана… Около одиннадцати часов утра мы увидели на востоке в тумане очертания низкого берега. Это был Ямал — та самая низменная песчаная земля, которую я увидел впервые в такой же туман двадцать лет тому назад… Мы взяли курс к северу, вдоль берега, и скоро увидели впереди на длинном мыске высокую веху. Должно быть, это была веха, отмечающая, согласно русской карте, устье реки Мора-Яга, к северу от мыса Мора-Сале", — писал в своих путевых заметках Фритьоф Нансен.

"Западный ветер медленно нёс "Коррект" прямо к берегу. По мере того, как мы приближались к нему, всё яснее можно было различить людей возле вехи. Они толпились на берегу и таращились на нас. Были ли это самоеды, или русские, прибывшие сюда для оборудования станции беспроволочного телеграфа, разобрать было мудрено…

Мы уже собрались сесть в лодку, как вдруг Иогансен крикнул нам из обсервационной бочки, что от берега идёт к нам лодка… В лодке находилось шесть человек, но пол их не так-то легко было различить.

-2

Востротин громко крикнул им что-то по-русски, но они только поклонились в ответ по-восточному и замахали руками в знак приветствия. Востротин крикнул снова. Старик, сидевший на руле, — по всей вероятности, старшина, — встал посередине лодки и, согнувшись для поклона, так и застыл, уставясь на нас непонимающим взором, а гребцы перестали грести.

Мы приветливо замахали им и знаками пригласили их на "Коррект". Тихо и осторожно подошли они к трапу, прислушиваясь к словам Востротина, который всё время пытался объясниться с ними.

Оказалось всё-таки, что один из них немножко понимал по-русски; он был из-под Пустозёрска, — по всей вероятности, зырянин… Остальные были самоеды из Обдорской волости…

-3

Мы пригласили их на борт, и они полезли по веревочному трапу… топтались они затем по палубе и таращились на все диковинки вокруг. Вряд ли они когда-нибудь видели такое большое судно, и нет ничего удивительного, что они считали своим долгом пощупать каждый кусок драгоценного железа. Их интересовали и железные штанги, поддерживавшие громадную трубу, и железные тросы, и мачты, и люки. Они заглядывали в чёрную бездну машинного отделения, прислушивались к странным звукам — визгу и лязгу, доносившимся из кочегарки, и, должно быть, им чудился там таинственный подземный мир…

-4

С палубы гости прошли в салон и осмотрели его во всех подробностях. Для них даже завели граммофон, но это не произвело на них особенного впечатления. Оказалось, что они уже слышали граммофон в Обдорске, который орал даже громче нашего…

Одежда самоедов состоит по большей части из одних оленьих шкур и надевается, видимо, прямо на голое тело: в прорехи одеяний сквозила смуглая кожа. Покрой одежды одинаков, как у мужчин, так и у женщин: штаны и род балахона с капюшоном, так что неопытному человеку не так-то легко различить пол. Мне лично казалось, что все шестеро гостей наших были мужчины, но многие матросы клялись, что две из них были женщины, а телеграфист ручался только за одну.

С помощью Востротина в качестве толмача, мне удалось узнать, что свою лодку они выстроили сами из досок, привезённых из Обдорска на трёх санях, связанных между собою и запряжённых шестёркой оленей. Легко себе представить, что обзавестись при таких условиях в здешних краях лодкою — дело нелёгкое, и имеют лодки на этом побережье лишь немногие. Охота на морских животных поэтому ведётся обычно прямо на льду, вблизи берега.

По приблизительному подсчёту, самоедское население Ямала состоит из 350 душ мужского пола в возрасте от 15 до 50 или 55 лет, которые обложены податью в пользу русского правительства. Судя по этим данным, общая цифра населения полуострова вместе с женщинами и детьми приближается к тысяче."

Фото: Национальная библиотека Норвегии

Продолжение следует...