Найти тему
СВОЛО

Уж и не знаю, как это назвать…

Не хотелось бы во время специальной военной операции на Украине заикаться о такой чёрной странице истории, как о ГУЛАГе. Но кое-что случилось.

Я уже писал (см. тут), как меня вербуют против России. С помощью очень длинных логических цепей посылок и следствий. Как тонко замышленное покушение на убийство. В частности, присылают на мою электронную почту научные статьи. Там бывают анализы картин. А для меня это большая сласть, ибо сколько б десятков лет я ни занимался анализированием живописи, какие б тысячи картин я ни описал в духе толкования их смысла, чаще всего скрытого, - мне всё равно трудно анализировать самому. Я часто пользуюсь чужими анализами, выводя их них свой синтез (зачем так сделано), и думаю, что это не плагиат. И присылаемые статьи – специфические. В частности, о художниках, в СССР гонимых. И искусствоведы о них пишут такие, которых вряд ли б публиковали в СССР, живи они в нём. И мне приходится их фамилии запоминать и искать, что они пишут вне присылаемой мне литературы. И вот одна такая, Екатерина Андреева, словом экспрессионизм открыла мне глаза на художника Евсея Моисеенко, что он антисоветчик слева, каким стихийно был и я в молодости. Позже я сумел кратко выразить свой идеал – настоящий социализм, т.е. с отмирающим ради самоуправления государством, когда тот полностью отомрёт – наступит коммунизм. В самое последнее время я уточняю эту мысль, дескать, в гуманитарной области это самоуправление. Ибо, похоже, что в хозяйственной области будущее с этим искусственным интеллектом и роботами за неким глобализмом, а не самоуправлением. Хозяйство и материальное потребление уйдут в занятия, похожие на дыхание (о котором не думаешь и которое не есть проблема). Решаемая проблема при коммунизме будет только одна – самосовершенствование (а личная жизнь тоже не будет иметь отношения к коммунизму, как и хозяйственная, только по противоположной причине – не из-за беспроблемности, а, наоборот, из-за принципиальной нерешаемости этой проблемы коммунизмом: кому выпадет несчастье в личной жизни – ничего не поделаешь). – Вот такие мы с Моисеенко антисоветчики слева.

А просоветскость теперь – как сказать? – в моде. И мне хотелось бы, чтоб меня извинили, что я вещи Моисеенко анализирую. В том числе и против ГУЛАГа направленные, раз уж его угораздило и против этого выступать живописно.

Это путь наибольшего сопротивления тем, кто против меня ополчится. И зря.

Объясню.

Я согласен с Сивковым, что сейчас главный фронт не на Украине, а внутри России. Чтоб люди, утомившись от затянувшейся войны, не предали страну, как это массово случилось в 1991 году, надо, чтоб они были въедливыми, способными распознавать обман и противостоять ему. Эстетические разборы как нельзя лучше способствуют формированию такой въедливости. И тогда даже разбор произведения против ГУЛАГа сослужит свою добрую службу.

Моисеенко 3,5 года провёл в фашистском лагере, попав в плен. Его экспрессионизм (сильное корёжение натуроподобия) вполне психологически понятен в теме концлагеря, если он страсть свою направляет не на фашистов, а на лжесоциалистическую власть в СССР с её ГУЛАГом. Чего проявлять страсть по отношению к фашистам? Они – Абсолютное Зло. Чего на них злиться, нервы тратить? А вот на переродившихся коммунистов – другое дело. Тут любая изобразительная крайность годится.

И начал я с рассматривания запрещённых в СССР фотографий интерьеров ГУЛАГа. Для последующего сравнения с вещами Моисеенко. Но, чтоб меня не обманули враги России, я нацелился найти на этих фотографиях что-то, фотографирующим непредусмотренное и выдающее, что это таки СССР, а не какое-то другое место.

Манипулируя яркостью и контрастностью в рисовальной программе, я получил такое изображение:

Для человека, полвека прожившего в СССР, не составляет затруднения расшифровать, что тут написано: «труд в СССР дело чести, дело славы, дело доблести и геройства». И это с такой фотографии:

https://maxim-nm.livejournal.com/542211.html
https://maxim-nm.livejournal.com/542211.html

Сказаны были эти слова Сталиным о соцсоревновании, а Берия их поместил в помещениях ГУЛАГа. Что выдаёт циничного человека, сомкнувшегося с Гиммлером и его «Путь к свободе существует» над входами в концлагеря.

А теперь – Моисеенко.

Моисеенко. Из серии «Этого забыть нельзя». Барак. 1962. Холст, масло.
Моисеенко. Из серии «Этого забыть нельзя». Барак. 1962. Холст, масло.
Свобода! 1962.
Свобода! 1962.

Репродукций других картин серии я что-то не нашёл. И вообще думал всё стирать. Из-за полосатой одежды, видной в последней репродукции. Пока не нашёл такую запись:

«В Британии полосатую робу отменили для женщин в 1971 году, для мужчин в 1991 году. В России этот костюм отменили в 90-ых» (https://otari.mirtesen.ru/blog/43851055546/A-vyi-znali-ob-etom-Statya-77-). То есть в ГУЛАГе она могла быть. И тогда я имею право сказать, что Моисеенко сделал неотличимым фашистский лагерь от советского. Что объясняет экспрессионистское корёжение натуроподобия и тут страстью негодования на советских коммунистов, предателей коммунизма (что, предательство, через 30 лет и подтвердилось в действительности).

16 сентября 2023 г.