Найти тему

Критерии добрых дел

Оглавление

Исследовать библейское учение по этому сложныму вопросу помогает Вестминстерское исповедание веры. В главе 16, параграфе 7, мы читаем о важной особенности добрых дел, совершенных неверующими:

Дела невозрожденных людей, даже если они соответствуют заповедям Божиим и полезны для них и для других людей, греховны и не могут угодить Богу или сделать человека достойным благодати Божией, потому, что они не исходят из сердца очищенного верой, не совершаются должным образом в согласии со Словом Божьим, и не преследуют праведной цели прославить Бога.

В начале Вестминстерское исповедание отмечает, что неверующие в определенном смысле могут поступать по велениям Божьим. Более того, их поступки могут приносить благие плоды им самим и другим людям. Иными словами, в некотором смысле неверующие способны совершать поступки, которые согласуются с определением этичного образа жизни, поступки, которые приносят Божьи благословения.

Исповедание веры подтверждается Писанием. Например, - Матфея, глава 7, стихи 9-11 Господь произносит следующие слова:

Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него (Матфея 7:9-11).

Людям свойственно совершать поступки, которые внешне кажутся хорошими, например – любить своих детей и заботиться о них. Действительно, трудно найти человека, никогда не совершавшего поступков, подобных тем, которые Бог благословляет, или никогда не испытавшего эмоций, близких к тем, которые Бог одобряет. Итак, неверующие внешне могут поступать согласно Божьим повелениям и получать за это благословения.

Однако Вестминстерское исповедание справедливо указывает, что внешне добродетельные поступки неверующих не таковы по сути. Обратите внимание, что их поступки «греховны», «не могут угодить Богу» или сделать кого-либо достойным «благодати Божией».

Можно хвалить неверующих, когда они внешне поступают по заповедям Божьим, однако нельзя забывать, что истинно добродетельными эти поступки назвать невозможно. Они не могут угодить Богу и заработать благо спасения. Но почему? Как могут быть греховными поступки, соответствующие Божьим заповедям внешне?

Как мы далее увидим, человек, прежде всего, должен руководствоваться верными мотивами. Во-вторых, послушание Богу должно совершаться согласно верным стандартам, как определено в Писании. И, в-третьих, - иметь верную цель, а именно – прославить Бога. Одним словом, если действие не согласуется с праведными стандартами, совершается с неправильными мотивами, и не ради праведной цели, это действие Бог не благословляет. Рассмотрим, что значит верные мотивы.

Верные мотивы

Если действие совершается с неверными мотивами, Бог не вознаграждает его благословением.

Во-первых, поступок должен исходить из сердца, очищенного верой. А во-вторых, - проистекать из христианской любви.

Вера

Согласно Вестминстерскому исповеданию веры, дела, которые не исходят из сердца очищенного верой, - греховны и не могут угодить Богу. Критерий правильного мотива тесно связан с определением христианской этики, главный акцент в котором делается на хороших человеческих «личностях» с благой природой. Только верующие, в которых пребывает Святой Дух, могут совершать дела, награждаемые благословением от Бога.

Суть в том, что лишь у верующих сердца «очищены верой». Исповедание подразумевает дарованную Богом спасительную веру, которая пребывает в христианах и возрастает в них. Это средство очищения, через которое верующие получают новую благую природу. Именно вера мотивирует христиан творить добрые дела.

Как пишет апостол Иаков во второй главе своего послания - стихи 14-20:

Что пользы,… если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?... вера, если не имеет дел, мертва сама по себе…. хочешь ли знать, …что вера без дел мертва? (Иакова 2:14-20).

Вера, которая очищает сердце, или «спасительная вера», и есть та вера, которая побуждает к добрым делам. Такую веру имеют лишь истинные верующие.

Вот как это поясняет автор Послания к евреям - глава 11, стих 6:

А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает (Евреям 11:6).

Если наши попытки искать у Бога благословений основаны не на вере, мы не способны Ему угодить и не можем получить от Него награду. Иными словами, если в наших мотивах нет веры, мы не способны делать добрые дела.

Наиболее ясно и кратко излагает это учение Павел. В Послании к римлянам - глава 14, стих 23 - он пишет:

… все, что не по вере, грех (Римлянам 14:23).

Чтобы быть угодными Богу, поступки должны проистекать из спасительной веры.

Писание подчеркивает необходимость спасительной веры, верных мотивов, а также христианской любви.

Любовь

Обдумайте, что сказано в 1-м послании к Коринфянам - глава 13. Павел подчеркивает, что бесполезны те дела, которые проистекают не из любви - стихи 1-3:

Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы (1 Коринфянам 13:1-3).

Дела и даже духовные дары, которые приносят хорошие плоды, не заслуживают благословения, если проистекают не из любви. А то, что не достойно благословения, в Божьих глазах не есть «благое».

Насколько это важно, подтверждают слова Христа. В евангелии от Матфея, - глава 22, стихи 37-40 Иисус обобщил Божье откровение:

… возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Матфея 22:37-40).

Отвергать Божий закон – значит отвергать самого Бога, который отдал нам Себя в заветных отношениях. Пренебрегать его законом, значит грешить. Иисус учит нас, что и сам Закон, и весь Ветхий Завет более всего требуют любить Господа и ближнего.

Любовь есть аспект всякого закона, которому учит нас повиноваться Господь. Потому, если нами движет не любовь, а иной мотив, никакое дело не будет соответствовать Божьему стандарту. Еще труднее достичь этого стандарта по той причине, что любить мы должны и Бога, и ближнего. Неверующие Бога не любят. Они Ему враги. Их побуждает к действию не любовь к Богу. Иными словами, верных мотивов у них не бывает. И потому в глазах Бога они неспособны делать добро.

Верные стандарты

Итак, Вестминстерское исповедание веры указывает, что подлинно добрые дела проистекают из верных мотивов и должны соответствовать верным стандартам. Послушайте параграф седьмой главы 16:

Дела невозрожденных людей, даже если они соответствуют заповедям Божиим и полезны для них самих и для других людей, греховны …потому что они …не совершаются должным образом, в согласии со Словом Божьим….

Здесь Исповедание подчеркивает, что добрыми считаются лишь те дела, которые совершены в согласии с Божьим Словом, т.е. с Его откровением.

Описывая свое понимание верного стандарта, мы затронем три вопроса: во-первых, заповеди, во-вторых, все Писание, и, в-третьих, общее откровение, т.е. само творение.

Заповеди

Итак, все заповеди Писания предназначены направлять нас. Послушайте, как обобщил эту мысль апостол Иоанн – 1 Иоанна, глава 3, стих 4:

Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие (1 Иоанна 3:4).

Обратите внимание, Иоанн не сказал, что всякий делающий беззаконие, совершает грех, словно беззаконие – один из видов греха. Напротив, любой, кто грешит, виновен в беззаконии. Следовательно, всякий грех есть беззаконие. Всякий грех нарушает Божий Закон.

Апостол категоричен, он жестко и бескомпромиссно подчеркивает значимость верных стандартов. Но сегодня даже многие христиане считают, что определенные нарушения Божьего закона – не грех, что некоторыми заповедями можно и пренебречь.

Однако Иаков в своем послании видит это иначе – глава вторая, стихи 9-10:

… если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем (Иакова 2:9-10).

Ясно, что некоторые нарушения закона, например, лицеприятие – это грех. Но апостол идет дальше, он утверждает, что преступить любое установление Закона – значит нарушить весь Закон. Поскольку Закон отражает Божью природу и свойства, и Закон есть единое целое, преступить любое его установление, означает – преступить каждое и согрешить против Самого Бога. Итак, поскольку любое нарушение Закона греховно, то каждое преступление против закона – это грех.

Мы более подробно рассмотрим этот вопрос в следующих уроках. Но прежде всего разграничим Божий закон и его применение. С библейской точки зрения христианам необходимо подчиняться каждому закону. Но процесс применения закона сложен и многогранен – настолько сложен, что послушание закону в одной ситуации может отличаться от послушания закону в другой.

Мы не проповедуем релятивизм. Это неправда, что каждый вправе искать в Библии свой смысл и любое значение правомерно. Напротив, Писание содержит тот смысл, который в него вложил Бог, тот, который вкладывали в него священнописатели. Божье Слово есть норма, обязывающая нас к послушанию, и мы не вправе от нее отклоняться. Поэтому мы обоснованно говорим, что все добрые дела должны соответствовать стандарту библейского закона.

Все Писание

Во-вторых, надлежащий стандарт требует подчинения всей Библии. Вестминстерское Исповедание не только называет Божье Слово мерилом добрых дел, но и утверждает, что мерило добра является все Божье Слово в целом.

Иными словами, добрые дела должны совершаться согласно учению всего Божьего откровения, особенно Писания, согласно даже тех его разделов, которые формально к своду законов не принадлежат. Например, в качестве основания заповедей сам Закон указывает на другие разделы Писания.

Заповедь о дне субботнем указывает как основание своего авторитета историю сотворения мира. Исход 20, стихи 9-11:

… шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему:… ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его (Исход 20:9-11).

Десять Заповедей утверждают свой нравственный авторитет на основе истории сотворения.

Подобным образом поступил Иисус, когда вступился за своих учеников и объяснил их так называемое «нарушение Субботы» на примере Давида. Послушайте Его ответ фарисеям. – Матфея 12, стихи 3-4:

Разве вы не читали, что сделал Давид, когда он и его спутники проголодались? Они вошли в дом Божий и ели освященный хлеб, который разрешалось есть только священникам? (Матфея 12:3-4, современный перевод).

Иисус одобрил действия Давида и сделал нравственное применение, основываясь на них. Христос поступил так, хотя описанная история не входит в Свод Законов. Следовательно, в качестве стандарта добрых дел используется не только сам Закон, но и другие разделы Писания. И это не должно нас удивлять.

Ранее мы приводили отрывок из Второго послания Тимофею - глава 3, стихи 16-17:

Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тимофею 3:16-17).

Павел не сводил нравственное влияние Писаний лишь к тем отрывкам, в которых есть заповеди или уставы. Напротив, он настаивал, что все Писание полезно для упражнения в этике, что все Писание служит стандартом нравственности. Поэтому нравственно благими можно считать поступки, которые согласуются с эталоном всего Писания.

Общее откровение

Мы отмечали также, что Божье Слово шире, чем Писание. Божье откровение в творении в значительном смысле является частью Божьего Слова. Поэтому Божье откровение в творении – обычно его называют общим откровением – также составляет часть стандарта добрых дел.

Один из ясных отрывков Писания на эту тему – послание к Римлянам, - глава 1, стих 20. Здесь Павел пишет:

От создания мира невидимые качества Бога, Его вечная сила и божественная природа видны и могут быть поняты в том, что Он сотворил, и неверующим нет извинения (Римлянам 1:20, современный перевод).

Павел далее доказывает, что люди узнают о Божьих нравственных нормах через общее откровение, однако предпочитают грех.

Смысл вот в чем: Бог осуждает поступки людей, которые преступают нормы Его общего откровения. Иными словами, общее откровение составляет часть Божьего Слова, и часть критериев, которыми соизмеряются добрые дела. Итак: Писание учит, что добрые дела должны согласоваться со Словом Божьим, которое открыто в Законе, в Писании в целом и в творении.

Верные цели

Все добрые дела должны соответствовать стандартам Божьего Слова, иметь не только верные мотивы, но и верные цели.

Понятно, что доброе дело может иметь несколько промежуточных целей. Например, когда родители зарабатывают деньги, чтобы платить за пищу, жилье, одежду, - их непосредственная цель – содержать себя и свою семью. Это цель хорошая и достойная уважения. Но, изучая этику, мы больше интересуемся конечными целями человеческих трудов.

Если мы трудимся, чтобы угодить Богу, то непосредственные цели, - забота о семье, послушание родителям, соблюдение субботы, и тому подобное, - должны составлять часть общей картины. Мы призваны все это делать, исходя из главного желания - прославить Бога достойной и угодной Ему жизнью.

Разными методами Писание учит нас одному: ключевой целью человеческой жизни должна быть Божья слава. Мы видим это и в общих библейских принципах и в конкретных примерах.

Один из таких примеров - наставления Павла об идоложертвенном мясе, которое продавали на рынке. Апостол указывает, что, если почитается Божья слава, и есть, и не есть это мясо может быть правильно. Он пишет в 1-м послании Коринфянам, глава 10, стих 31:

Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1 Коринфянам 10:31).

Павел понимал, что согласно некоторым целям такое мясо есть правильно, в то время как другие непосредственные цели указывают от него воздержаться. Апостол учит, что непосредственные цели нужно сверять с ключевым принципом – заботой о Божьей славе. И если не учитывать эту конечную цель, то любое решение – и есть, и не есть мясо – нельзя считать благим.

Наставляя своих читателей, как использовать духовные дары, апостол Петр также подчеркивал это. Прислушайтесь к его словам. 1 Петра, глава 4, стих 11:

Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог (1 Петра 4:11).

Непосредственной целью Петра было научить церковь, что дары и служения ей даны для Божьей славы. Но в качестве ключевого принципа апостол указал, что в христианской жизни все следует делать, чтобы прославить Бога и почтить Его.

Этот принцип поясняется в еще одном библейском утверждении. В Послании к римлянам, глава 11, стих 36, - Павел произносит такие слова о Боге:

Ведь все происходит от Него и через Него, и для Него все существует. Слава Ему вовеки! Aминь (Римлянам 11:36, современный перевод).

Павел выражает великую радость в том, что все «для Бога», подразумевая, что все следует делать ради Божьей славы и чести. Затем апостол подчеркивает свою мысль, восклицая: «Слава Ему вовеки

По сути, этот стих указывает, что в конечном итоге Бог прославляется во всем сущем, в том, что Он творит, сохраняет, поддерживает, чем руководит, и от чего принимает служение. Поэтому нас не должно удивлять, что Бог благословляет дела, направленные к Его славе, и осуждает дела, которые ей противостоят или не принимают ее во внимание. Бог вознаграждает и одобряет лишь те дела, конечной целью которых является Его слава.

Мы дали библейское определение христианской этике и рассмотрели тройной библейский критерий добрых дел. В следующей статьей при помощи этих идей определим тройственный процесс принятия этических решений.