«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5).
В глубокой древности люди встали на путь идолопоклонства. Этот путь казался очень привлекательным, так как он не требовал напряжения духа и ума. Гораздо легче поклоняться видимому образу, приписывая ему свойства всемогущего божества. В языческих религиях есть культ племенного бога, культ основателя племени или рода, дух которого якобы хранит всех членов рода в случае благоговейного их отношения к нему. Тысячелетиями люди собирались вокруг изображений или могил знаменитых людей своего племени для совершения жертвоприношений, цель которых – умилостивить дух усопшего, побудить его хранить племя или народ. Свои древние представления о том, что умершие не оставляют без попечения живущих сородичей и влияют на их дела, люди перенесли и во все современные мировые религии, связав их с почитанием многочисленных святых и гробниц.
***
Христиане I—III веков с негодованием отвергали поклонение какому-либо изображению или предмету. В ту пору никому ещё не приходила мысль обращаться в молитве к умервщленным членам общины и просить их ходатайства пред Богом, воздаяние Божеских почестей «останкам мучеников» (мощам) показалось бы кощунственным.
Со смертью первомученика Стефана Церковь вступила в долгий период страшных гонений. В каждой общине кто-то принял мученическую смерть. Имена мучеников заносились в списки церквей, в некоторых общинах эти списки оглашались при совершении Вечери Господней как примеры непоколебимой верности учению Христа.
В середине III века в Риме верующие начали посещать места захоронения апостолов Петра и Павла. У этих мест впервые к умершим героям веры начали возноситься молитвы и прошения. В конце IV века произошёл переход от уважения к поклонению. Антоний Египетский и Афанасий Великий, столпы Церкви IV века, строго осуждали это опасное, языческое направление в церкви. Чтобы предотвратить массы от такой опасности, они приказывали замуровывать в стены храмов все сохранившиеся с того времени останки мучеников и ни в коем случае не допускать поклонения им.
Но на востоке империи начали «обнаруживаться» могилы или останки других апостолов и служителей ранней христианской Церкви — Луки, Андрея, Тимофея, к которым также начались нескончаемые процессии верующих. А около 400 года вообще произошло «чудо» — были найдены останки израильского пророка, судьи и первосвященника Самуила, умершего 1500 лет назад. После этого подобные находки стали появляться в таком количестве, что уже почти каждая церковь имела в своем распоряжении если и не целиком останки того или иного святого, то, по крайней мере, какую-то их часть — палец, ступню, волосы и др. Позже, когда умерщвление за веру во Христа было явлением редким, мощи мучеников расчленялись и продавались за большие деньги, и не только церквям и монастырям, но и частным лицам. Торговля мощами достигла извращенных форм и чудовищных размеров.
В V веке Папа Григорий Великий рекомендовал употребление святых мощей в качестве средства для изгнания дьявола и рассказывал, как ему удалось изгнать из одной арианской церкви дьявола, принявшего вид свиньи: с громким хрюканьем пустилась она бежать, когда перед ней показались мощи одного святого.
С VI века церковники начали “обретать” головы Иоанна Крестителя и выставлять их на поклонения. На честь обретения каждой из голов в западной и восточной церквах установлены отдельные, соблюдаемые до сих пор, праздники.
Второй Никейский собор (VII Вселенский Собор) в 787г утвердил почитание останков мучеников: “Сего ради, если которые честные храмы освящены без святых мощей мученических, определяем: да будет совершено в них положение мощей с обычною молитвою”. “Если же отныне обрящется некий епископ, освящающий храм без святых мощей: да будет извержен, яко преступивший церковные предания”(Правило 7).
К концу VII века был узаконен обычай совершать Евхаристию только на мощах мучеников: Франкский Собор постановил, что престол может быть освящен только в той церкви, в которой есть мощи святых. С этих пор введены повсюду в храмах антиминсы, в которые обязательно влагаются частицы святых мощей и без которых невозможно совершение Таинства Причастия (Евхаристии). Таким образом, в каждом храме обязательно есть мощи святых, которые якобы служат залогом присутствия Божьего при богослужении.
***
После того, как поклонение реликвиям твердо осело, началось введение изображений святых. Вначале оно предназначалось лишь для того, чтобы язычникам, в религии которых существовали изображения богов и героев, было легче принимать христианство, а также для того, чтобы верующим было якобы, легче сосредоточиться на молитве. Но затем все чаще практикуется молитва перед изображениями, с просьбой о помощи и защите. Спустя немного времени перед ними уже становились на колени, зажигали светильники и воскуряли ладан. Словом, почитание святых уже ничем не отличалось от поклонения языческим кумирам. Сходство с язычеством усиливает и тот факт, что каждый святой со временем превратился в покровителя той или иной профессии или ремесла, подобно языческим богам — войны, торговли, медицины, кузнечного дела и т. д. Более того, даже памятные дни большинства святых удивительным образом совпадают с датами торжеств в честь языческих богов и богинь.
Постоянное “обретение мощей” не могло не закончиться фарсом. В условиях повышающегося спроса начинают по потребностям фабриковаться евангельские реликвии. В результате в церквях Востока и Запада накопилось по нескольку голов, туловищ и других частей тела одного и того же святого. Поэтому возникла необходимость “святых” добавить. Еще до разделения церквей при Льве IX, до 1054 года, римские папы своими декретами зачислили в святые много вымышленных, никогда и нигде не существовавших лиц. Методы “рождений” новых святых были зачастую довольно забавны. Например, принятое в Римской империи поздравление друг друга с Новым годом (в то время – 7 марта) звучало как “перпетуам фелицитателем!”, что означало “постоянного счастья вам!”. Значение этих слов вскоре забылось, а 7 марта превратилось в день святых - Перпетуи и Фелицитаты.
Пришедший в Россию не так давно праздник всех влюбленных – День Святого Валентина, радостно отмечаемый всеми 14 февраля, основанием имеет св. Валентина, которого никогда не существовало. Собственно, не праздник был выдуман под св. Валентина, а св. Валентин – под дохристианский эротический языческий праздник Луперкалии в честь бога Луперка.
***
Деятели западноевропейского просвещения ещё в 16-18 веках доказали, кого и каким образом Церковь вымыслила как святых. Католическая церковь долго крепилась. Но на соборе 1965-1969 годов вынуждена была публично признаться и покаяться в своих прежних прегрешениях. И в инквизиции, и в преследовании ученых, и в ложных измышлениях. Собор католической церкви исключил из числа святых Николая Чудотворца, Екатерину Великомученицу, Великомученицу Варвару, святых Перепетую и Фелицитату. Восточная же церковь и по сей день празднует некоторые дни в честь святых, признанных западной церковью никогда не существовавшими. Католическая и православная церкви имеют множество святых, почитаемых в обоих церквах, но святые, канонизированные после раскола, признаются только в той церкви, которая их канонизировала .
За победой суеверия в первом тысячелетии последовал средневековый зловещий институт инквизиции с кострами и пытками, крестовые походы, индульгенции с прощением прошлых, настоящих и даже будущих грехов, попрание Божественного Слова — Библии с запрещением ее изучения и гибель более ста миллионов христиан, павших жертвами папского деспотизма в средние века. Еще в 1229 году собор в Тулузе (Франция) постановил: “Мы запрещаем мирянам читать книги Старого и Нового Заветов за исключением Псалтири”. Чтение Библии признается незаконным, дабы люди больше доверялись преданию, чем Священному Писанию. В средневековой Европе за чтение и хранение Библии христиан подвергали пыткам и казням.
В 1517 г. основатель протестантизма Мартин Лютер обнародовал 95 тезисов, в которых обличал корыстную торговлю индульгенциями как нарушение Священного Писания. Эти тезисы объединили различные сословия в борьбе за религиозную и национальную независимость Германии от папской власти.
***
В Священном Писании сказано: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5). Но постепенно, утвердив учение об абсолютном праве церкви на истину, — Церковь, а в дальнейшем и культ святых взяли на себя роль посредников. Обращаться к Богу теперь можно было не только через Иисуса, но также и через Св. Марию, св. Николая, св. Георгия и т. д. Это ложное учение обесценило жертву нашего Господа и Спасителя Иисуса Христа, Который умер за грехи всего человечества и один во Вселенной является Спасителем людей. В Священном Писании сказано об имени Иисуса: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян. 4:12).
С древнейших времен в Церковь проникло учение о спасении делами. По этому учению одной веры в Иисуса недостаточно, нужны еще и добрые дела человека. Такое учение крайне опасно, так как умаляет жертву Христа на Голгофе, делает ее недостаточной для спасения. Именно это учение дало право Церкви возводить в ранг святых за личные заслуги.
Давно минуло средневековье, мы вошли в новое тысячелетие. Но, как и в древности, суеверия не покидают человека. Язычество не только не осталось в глубине веков, но и принимает все новые и новые формы. И вот уже в наше время можно читать такие слова: «Установление поклонения святым мощам не есть человеческого происхождения. Оно установлено Самим Богом!». Под знаменем духовного возрождения нации происходит возрождение поклонения останкам. По всему миру время от времени в «освященных пуленепробиваемых ковчегах» путешествуют мощи святых, от которых верующие якобы черпают «благодать, дающую силу и мужество быть верными Христу».
Библия указывает на то, что все согрешили и лишены славы Божьей, нет праведного ни одного. Ни один человек не может достичь святости собственными усилиями. Святыми в глазах Божьих люди становятся только тогда, когда, покаявшись перед Господом, верою принимают Христа как личного Спасителя. В этом случае они открывают свое сердце Иисусу, преобразуются под воздействием Святого Духа и святость Иисуса становится также и их святостью.
Библия указывает нам на то, что поклонение не только людям и их мощам, но и ангелам является недопустимым: «Я Иоанн видел и слышал сие. Когда же услышал и увидел, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я — сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись» (Откр. 22:8—9).
Святитель и реформатор Кирилл Лукарис (1572 - 1638 г.), Патриарх Константинопольский, писал: “Мы верим, что Священное Писание Богодухновенно, и что автор его есть Святой Дух и никто иной. Мы должны непоколебимо верить в Писание. Ибо, как написано: “и притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте”. Потому и авторитет его выше авторитета Церкви. Ибо велико различие в том, говорит ли Святой Дух или же язык человеческий. Ведь последний по неведению может заблуждаться; он может coвратить с пути истинного либо сам сбиться с него. Божественное Писание же не может сбиться с пути истинного и не может заблуждаться. Оно всегда непогрешимо и достоверно!”
А Святое Писание говорит категорично: ”Господу Богу поклоняйся и Ему одному служи” (Матф.4:10)
Подготовила Марина Кириллова
Литература:
П.И. Рогозин «Откуда это все появилось?» ,1955 г.
Опарин А.А., Молчанов С.Б. «Но как было во дни Ноя...», 2002 г.