Говорят, о моральном облике народа можно судить по его отношению к старикам и детям. И это на самом деле так. А лучшим индикатором культуры можно назвать санитарное состояние территории, которую этот народ занимает. То же самое можно сказать и об индивидуумах. Потому-то от каждого из нас и зависят условия, в которых мы живем. Став притчей во языцех, тема мусора продолжает быть предметом дискуссий на самых разных уровнях: от пенсионеров у подъезда до государственных мужей в министерствах. Мусор, будучи продуктом человеческой деятельности, был и будет, создавая серьезные проблемы экологического и эстетического характера там, где с ним неправильно обращаются. И это, в первую очередь, про нас, россиян. Увы, чистотой улиц и общественных мест нам гордиться не приходится. Почему же самая читающая, а, значит, интеллектуальная держава с ее трудолюбивым народом не может жить в нормальных санитарных условиях? Не будем торопиться с ответом, во всем традиционно обвиняя начальствующих. Вместо этого проведем экскурс по тайникам народного менталитета. Для этого осмелимся завязать беседу непосредственно с нарушителями общественного порядка в одном из парков города.
Корр.: – Простите, а почему вы на скамье ногами?
Не пожелавший представиться отдыхающий: – Мне так удобно!
Корр.: – А другим удобно после вас сесть здесь и испачкаться?
Отдыхающий: – Ну не вы же испачкаетесь...
(Встает и уходит, оставив баночку из-под Колы).
Корр.: – Может, банку свою заберете?
Отдыхающий: – А она мне не нужна.
В тот же день, но в другом месте состоялась беседа не менее любопытная.
Людмила, моя знакомая, работает на кладбище. Работа у нее такая – следить за санитарным состоянием его территории. Во время прогулки по этому самому Всесвятскому мемориальному комплексу наше внимание привлекли девушки, почему-то сидевшие на постаменте центрального мемориала героям, павшим в боях за нашу землю: Володя Головатый, братья Игнатовы и многие другие. Девушки курили и что-то весело обсуждали. «Как можно?!» – промелькнула первая мысль. Рука по привычке мгновенно привела фотоаппарат в «боевую готовность». Но тут девушки неожиданно отказались позировать. На соблазн прославиться через фото в газете не поддались. «Не в таком ракурсе»,– последовал довод. «Если понимаете, что не правы, зачем же так поступаете?» Пристыженные, они молча покинули место. Вот она, наша дань памяти героям.
Дальше – больше. Несмотря на все усилия нового руководства мемориального комплекса, территория его все еще напоминает вертеп вандалов. Даже здание старой часовни здесь исписано дежурной русской лексикой. Пока сознание пытается найти хоть какое-то объяснение увиденному, подходим к высокому кирпичному забору, за которым – Краснодарский краевой кожно-венерологический диспансер. На некоторых захоронениях видим следы соседей: использованные медицинские перчатки, ампулы, шприцы, переброшенные через забор представителями самой гуманной профессии. Директор муниципального учреждения по содержанию мемориального комплекса «Всесвятское» Криуленко Александр Васильевич, объясняя ситуацию, был краток:
– Я уверен, что виной этому явлению – сор в головах. Простой пример: посмотрите, во что превратили телеканалы. Чему они могут научить молодежь? Необходимо возрождать веру – вот что надо делать. Не будет сора в головах – не будет его нигде.
А как смотрят на эту проблему верующие?
Беседа с Бирюковым Евгением Олеговичем, проректором по студенческой работе, Краснодарский евангельский христианский университет
– Россия – хоть и Восточная, но Европа. И похоже, что большинство граждан претендует на звание цивилизованного человека. Почему же в таком случае наша окружающая среда оставляет желать много лучшего?
– По этому вопросу А. Михалков-Кончаловский сказал, что о культурном уровне народа можно судить по состоянию, извините, общественных туалетов. По его наблюдению, самые неприглядные туалеты – в Индии и в России. Отчего это? Наверное, это печать вековых пренебрежений, имевших место в нашем народе. Вид российской деревни и сегодня представляет собой жалкое зрелище: бездорожье, полное запустение. Когда сознание селянина переносится в город, мы наблюдаем продолжение данного менталитета. Человек, воспитанный в условиях такой культуры, которая не позволяет ему сорить, следит не только за своим поведением – ему небезразлична окружающая его среда, где бы он ни находился. Но у нас с этим дело обстоит иначе: очень часто мусор можно видеть там, где его быть не должно. Общество, где тротуары моются шампунем, – оно и живет соответственно. У нас этого не было и нет. Видно, чистота – понятие относительное. Есть религиозные учения, направленные на внутреннюю созерцательность, на стремление к внутренней святости наряду с пренебрежением внешними вещами. Если мы хотим видеть улицы, подъезды и общественные места чистыми, мы должны практиковать это качество в своих семьях. Научите годовалого малыша бросать конфетную обертку не под ноги, а в отведенное для этого место. Если такая привычка посеется в каждой семье, плоды ваших стараний не заставят себя долго ждать. Все знают о работе организации «Green Peace», члены которой посвящают данной идее всю жизнь. Они заняты очищением окружающей среды, проводят всевозможные акции по уборке мусора на пляжах, в туристических зонах и других местах. Но ведь такими разовыми мероприятиями проблему не решить – нужно менять сознание человека.
– Вполне очевидно, что обсуждаемая тема – вопрос культуры. Культура и духовность – не одно и то же. Но предположим, наш народ вдруг поднялся на более высокий духовный уровень. Стало бы от этого меньше мусора под нашими ногами?
– Смотря о какой духовности идет речь. Возьмем в пример ту же Индию. Это ведь глубоко религиозное общество, исповедующее преимущественно индуизм. Но религия эта предполагает ценности, отличные от христианских. Состояние окружающей среды для индусов значения не имеет. А с точки зрения христианства, Бог призывает людей к порядку, к гармонии человека и природы. Потому что Бог отдал все творение в дар человеку. Человек же, приняв дар, начал разрушать его вследствие грехопадения. Писание говорит: «Вся тварь стенает, ожидая искупления». Поэтому, чем больше Божьего присутствия в народе, во всем мироздании, тем больше тяга к порядку, а не к разрушению.
– В Библии нет заповеди «Не сори». И в церкви об этом не проповедуют. Можно ли рассчитывать на то, что духовный человек не оставит после себя мусор в неположенном месте? Бывают ли в вашем вузе проблемы, связанные с неправильным использованием мусора?
– Мы иногда проповедуем о том, что сорить нельзя. А вот насчет того, сорят ли верующие... В евангельском университете такое случается. Поэтому должен сказать, что уровень духовности должен быть гармоничным. Духовный рост чаще всего рассматривается как личные взаимоотношения с Богом. Но духовность, на мой взгляд, – это широкий спектр целостности личности, это то, что Бог называет целомудрием. Когда человек, находясь в близких взаимоотношениях с Богом, преобразуется в образ Божий, это говорит не о том, что он имеет светящийся нимб над головой, а о том, что он обладает целым спектром духовных качеств. Он выполняет все установленные этические нормы общества, очень чуток к ним. Он не просто живет по десяти заповедям в их узком понимании – Божий порядок становится естеством этого человека.
Как отметил последний респондент, чистота – понятие относительное. Не потому ли и подход к этой проблеме такой неоднозначный? Действительно, причина пренебрежения окружающей средой – в отсутствии культуры и порядочности, о которой почти не говорят. А порядочность – это честный, благородный стиль поведения и тогда, когда тебя никто не видит. Идеально, когда это поведение – не результат наказаний и штрафов, а следствие такой духовной зрелости, которая не исключает зрелости культурной.
Мариет Кочтюрк