«Голова у него размером с котел, глаза, как пивные чаши, косая сажень в плечах, а туловище, как несметная куча сена, а его гигантского коня ведут сразу 20 человек» - так описывается в русских былинах богатырь Идолище Поганое. Но кто (или что) это был на самом деле?
Богатырь Идолище Поганое, описываемый в русских былинах, является собирательным образом врага, а именно татар. В былинах Идолище называется "некрещеным", "нечестивым", "идолом-скоропитом" и "проклятым татарином". Он изображается как прожорливый и ненасытный враг, который захватывает русские земли и запрещает колокольный звон и милостыню. Богатыри не имеют другого выбора, кроме как защищать свою родину.
В одной из былин Идолище Поганое захватывает Царьград и пленяет царя. Илья Муромец, притворившись нищим бродягой, проникает в город и царские палаты, чтобы сразиться с Идолищем. Однако у Ильи нет оружия из-за своего необычного наряда. Он убивает противника с помощью волшебной шапки, известной как "шапка земли греческой".
Тот же сюжет описан в другой версии былины. В этом случае Идолище Поганое захватывает Киев. Меняются оружие, рассказ и названия городов, но остается неизменным только захват русских территорий Идолищем.
Идолище Поганое, как и другие противники Руси в то время, является мусульманином, что подтверждается текстами народных сказаний. В одной из былин говорится, что Идолище запрещает колокольный звон и милостыню после захвата города. Это указывает на его отличие в вероисповедании от православия, где милостыня считается очищающей от грехов.
Идолище Поганое было создано с целью поддержания духа русских воинов и народа в целом. В битвах с противниками Руси, которые часто приводили к поражениям, отвратительный образ Идолища и его гибель от рук храбрых богатырей помогали поддерживать моральное состояние русских воинов.
Изначально в былинах фигурировали имена печенегов и половцев, которые были активными противниками Руси в то время. Однако с появлением татар на Руси, они стали главными отрицательными персонажами в былинах. Это связано с переделкой исторических сказаний, которые передавались из поколения в поколение и служили своеобразными учебниками истории в устной форме.