Если выходит книга, в которой речь идёт именно о книгах, чтении, библиотеках и книжных магазинах, я, конечно же, обращаю на неё внимание. Нет, не сметаю с прилавков всё подряд, но наблюдаю. Бывает, что и сразу понимаю: моё! Но чаще жду впечатлений первых читателей или большего количества разворотов, если это книжка-картинка. Сегодня речь пойдёт о таких книгах для детей. Я пытаюсь уже не покупать, так как у меня достаточно материала для разговоров с учениками начальной школы, но почему-то с книжками-картинками остановиться плохо получается.
Мои факультативы в начальной школе предполагают, в первую очередь, расширение читательского кругозора. Когда-то я подумала: дети не читают, так как им не встретилась пока такая книга, которая бы захватила, поразила, открыла этот чудесный мир! И мысль эту я холю и лелею, стараясь знакомить детей с новинками и не забывать о старинках, которые мимо программы литературного чтения начальной школы.
Первые сентябрьские встречи в каждом из классов я посвящаю как раз книжкам про книжки! И даже если какие-то мысли повторяются, то уж книги я стараюсь приносить всё время разные. Зато очень приятно услышать, как они сами вспоминают про того или иного персонажа, который поступал точно так же. Покажу, какие книги у меня "в деле" последнее время, без каких могла бы спокойно обойтись, а какие очень люблю!
Первоклассники всегда с радостным удивлением узнают о книге Дэвида Майлза с названием "Книга"! И рассматривают с удовольствием, и поговорить о том, как книги помогают путешествовать, тоже любят. А как они следят, что же будет с Энрике (Росио Бонилла "Самая высокая книжная гора"), мечтавшем летать!
Что такое книга, зачем она нужна, что может фантазия - с этого мы начинаем наши книжные разговоры. А ещё, конечно же, я стараюсь узнать, какие дети пришли ко мне в новом году: читают сами или слушают чтение родителей, каких героев книг знают, есть ли любимые. Как-то составила себе карточки "Герои книг тоже читают", их и использую, чтобы понять, с каким багажом собрались у меня дети в новом учебном году:
А дальше мы обязательно говорим, как нужно относиться к книгам, где они могут храниться, узнаём, кто уже ходит в библиотеки, какие правила там есть:
Я очень люблю, когда получается на занятие принести и старую знакомую, и новинку (относительно новинку, конечно). "Книжку про книжки" С.Я. Маршака дети по-прежнему слушают, переживая и возмущаясь. Правда, приходится некоторые моменты комментировать. А "Льву в библиотеке" Мишеля Кнудсена я готова петь дифирамбы бесконечно! Мы и о правилах говорим, и рычим от всей души.
Кстати, про порядок на книжных полках можно ещё подключить и "Тайну книжного шкафа" Натальи Карповой: там ведь все беды происходят из-за пыли на полках. А вот "Книжный кот" Синди Уам не очень удачная покупка: обо всём, что я встретила там, можно и интересней. Но пока и он за компанию живёт, кот там тоже порядок наводит на полках.
В этом году мои встречи с детьми начались с первой же недели (обычно со второй половины сентября) - значит встреч у нас должно быть в этом году больше! Это радует. И тут я поняла, что логичным было бы поговорить с первоклассниками о самостоятельном чтении: вдруг не все они уже умеют читать. Пришла мысль - пришла и подсказка! У Марины я подсмотрела две чудесные истории:
Они уже до меня добрались, и я придумываю, как преподнесу их детям, что обсудим, где поиграем. И тут мне ещё одна моя книга пригодится, а то как-то не всегда я её использовала:
Как раз следующую встречу можно будет посвятить любимым книгам первоклашек!
А с теми, кто постарше, можно обсудить, как же это сложно, если твоё увлечение чтением никто не разделяет, более того - самые близкие люди отговаривают:
И вот тут крысёнок Горацио (Клэр Гратья "Хватит читать!") и кот ("Книжный кот") точно поймут друг друга:
Зато как приятно, когда потом и родители Горацио, и Стэн, герой "Маленького глотателя книг", берут сами в руки (лапы) книги и делают это с удовольствием!
Кстати, "Маленький глотатель книг" Корнелии Функе с милейшими иллюстрациями для меня не стал любимчиком: ничего нового, вновь перемещаемся по книжным мирам:
Но пальма первенства по моим недоумённым вопросам у "Девочки, которая любила читать книги" Клауса Хагерупа:
А так хорошо всё начиналось! Анна, обожающая читать, узнаёт, что книги, которые никто ни разу не взял в библиотеке, должны быть уничтожены. Возмущению нет предела, девочка решает читать ещё больше, перевозит тачками книги домой. В голове кавардак... Но параллельно ещё одна беспокоящая Анну мысль: она не хочет взрослеть, не хочет стареть. Автор очень старается как-то переплести эти линии, получается, на мой взгляд, не очень.
Но "Девочка, которая любила читать" позволяет обсудить много вопросов. Можно ли прочитать все книги? А нужно ли? Читаем ради чего? Количество или качество? Какой должен быть финал у истории? Обычно эту книгу приношу к третьеклассникам.
Мимо этой парочки я не могла пройти! Очень люблю наблюдать за реакцией детей, когда достаю в начале встречи две книги:
И если чувства девочки понятны и объяснимы, то взгляд со стороны книги не всегда на поверхности.
История Мэйбл вначале веселит, могут найтись те, кто подскажет и другие способы употребления книг, потом становится уже любопытней (хотя всё те же перемещения в книжные миры):
А вот чем дети так не угодили книги все пытаются с азартом угадать! О! Авторы ещё многого не знают:
Главное, что заканчивается всё хорошо! Конечно, мы опять "полетаем":
И в очередной раз поймём, какие книги становятся любимыми! Кое у кого из 4 класса в том году любимой стала "Книжная лавка под дождём" Риэко Хинаты:
Руко случайно попадает в волшебную книжную лавку, именно она и только она может помочь в большой беде, случившейся с книгами. Девочка, конечно же, помогает, попутно кое-что открывая и понимая в себе. Я не поддалась (почти) обаянию этой истории. Видимо, мало прониклась японской культурой, у меня всё время была нестыковка в голове, ведь вода для меня враг книг, а тут всё наоборот. И финал тут вот такого уровня:
Главному злодею грозят пальчиком и говорят:
- Ай-я-яй!
И он тут же, поникнув головой, сокрушённо:
- Ой, что же я наделал?! Больше так не буду!
Поэтому я не стала покупать продолжение (может, кто-то читал и там всё как-то по-другому?), но благодарна этой книге за идею книжных семян!
Книги выращиваются для этой лавки из семян в очень необычном месте. И беда-то в том, что семена стали попадаться подпорченные. И пока Руко ищет причину этой беды, мы начинаем выращивать собственные истории!
Что для этого нужно? Конечно же, книжные семена, внимательный взгляд и фантазия (чем больше, тем лучше)! Подробности в галерее:
Кстати, с ещё одной книгой мы сочиняем истории - это "Голос" Памелы Загаренски.
Но здесь очень помогает сам автор! Удивительные иллюстрации с самыми разными героями, узнаваемыми и странными, причудливый мир, названия каждой истории и несколько первых фраз - всё, что подтолкнуть фантазию и отправиться в полёт.
Вот такими бывают наши первые встречи с разными группами начальной школы. Но я всё время что-то меняю: какие-то книги добавляю, какие-то убираю. Смотрю на самих детей, слушаю, о чём им интересно говорить. Конечно, в большинстве здесь показанных книг огромную роль играют иллюстрации: ученики начальной школы очень любят рассматривать, очень. И играть они тоже любят, но я здесь лишь слегка коснулась этой темы. Впереди целый учебный год, в течение которого мы ещё не раз убедимся:
Книга не самолёт, а за тридевять земель унесет.