Наконец-то в Петербурге наступил настоящий трамвайный ренессанс! Это и активное обновление вагонного парка, и продолжающаяся масштабная реконструкция трамвайных путей в городе-мегаполисе.
1 сентября 2023 года, в город наконец-то поступил трехсекционный сочленённый трамвайный вагон модели 71-431Р "Достоевский", производства "Уралтрнасмаш" (г. Екатеринбург, далее по тексту - УТМ). Надо сказать, что всего вагонов такого типа ожидается 42 экземпляра. Также, предприятие обещает поставку 34 двухсекционных сочленённых вагонов модели "Довлатов".
Обе новые модели трамвайных вагонов завода "Уралтрнасмаш" призваны работать в историческом центре Санкт-Петербурга, в том числе, в условиях трамвайных путей с кривыми малого радиуса. Данные вагоны будут задействованы в Петроградском, Василеостровском, Центральном, Выборгском и Адмиралтейском районах.
Теперь о самих вагонах и их концепции. Дело в том, что администрации Санкт-Петербурга и руководству главного трамвайного предприятия, захотелось чего-то необычного на улицах Исторического центра Петербурга. Данная идея была частично воплощена в жизнь чуть ранее. Сначала, Цех капитального ремонта Первого трамвайного парка ГЭТ Санкт-Петербурга, создал т.н. "трамвайный вагон с отсылкой к ретро-стилю" на базе старой модели ЛМ-68м.
Любители транспорта часто сравнивали данную модернизацию старого вагона ЛМ-68м с вагоном модели ЛМ-57 (в народе "Стиляга"). Чуть позже, на рельсы был поставлен экскурсионный вагон модели ТС-76, являющийся репликой вагона модели ЛМ-57, но с особенностями кузова, нехарактерными для оригинальной модели ЛМ-57.
Следом за этим вагоном появился вагон модели ЛМ-99/33, являющийся репликой вагона модели ЛМ-33 (в народе "Американка"). Данный вагон построен в трёх экземплярах, два из которых работают в качестве экскурсионных в Санкт-Петербурге, а один был отправлен в г. Мариуполь, в качестве подарка этому городу от Санкт-Петербурга.
В этой связи отметим, что задумка создания и реализация администрацией города и руководством главного трамвайного предприятия т.н. "трамвайных ретро-вагонов" осуществлялась в Петербурге поэтапно, и новый вагон модели "Достоевский" далеко не первый вагон "из этой оперы". Однако, новая модельная линейка вагонов УТМ в "ретро-стиле" для Санкт-Петербурга, впервые поставлена в производство большой партии. И производит эту большую партию вагоностроительный завод. Это не мелкосерийное производство цехом капремонта городского трамвайного предприятия. Помимо этого, новые вагоны, в отличие от всех предыдущих вагонов с пометкой "ретро" - многосекционные. В случае "Достоевского" - трехсекционные вагоны, в случае "Довлатова" - двухсекционные. Вагоны "Достоевский" - двустороннего движения, с двумя кабинами, вагоны "Довлатов" - односторонние, с одной кабиной.
Теперь о концепции новых вагонов. На самом деле, никакое это не "ретро". Это две совершенно новые модели трамвайных вагонов, разработанные с нуля, которые не выпускалась ранее ни в каком виде. Они были созданы специально по заказу ГЭТ Санкт-Петербурга.
В принципе, экстерьер готового вагона "Достоевский " похож на ретро-стиль только отдельными элементами кузова, а именно реализацией оптики на кабине, маршрутными указателями, "софитными огнями" и крышевыми фальш-панелями над кабиной. Интерьер вагона полностью современный, аналогичный вагонной линейке завода-конкурента УКВЗ. Двери прислонно-сдвижного типа, полностью стеклянные, специальной тонировкой стилизованные под старые ширмовые двери моделей вагонов советского периода.
В результате проведённого опроса населения города, по мнению большинства петербуржцев, цвет кузова был выбран в сочетании "светло-зелёного и кофе с молоком".
Теперь о самом новом вагоне "Достоевский ". По имеющейся информации, во время движения, даже по прямым участкам линий, секции вагона сильно "гуляют" из стороны в сторону. Чисто визуально, вагон отличается от похожих моделей "Витязь" и "Невский" производства ПК ТС наличием удлинённой средней секции, сделанной таковой как раз для целей прохождения кривых малого радиуса. Однако концевые секции, опять-таки, в связи с потребностью в прохождении вагоном кривых малого радиуса, выглядят чуть короче концевых секций вагонов "Витязь" и "Невский" производства ПК ТС. Концевые секции вагона "Достоевский", по своей конструкции и длине, сильно напоминают концевые секции вагона производства французской фирмы "Alstom", уже долгое время работающего в нашем городе.
Вагон вызывает двоякие чувства у любителей транспорта. Многим людям не понравилось, что заказчик сэкономил средства на хромовых деталях отдельных элементов кузова. Так, скажем, наружные боковые линии кузова вагона (т.н. "молдинги") выполнены из металла, а детали кузова, в части кабины и лицевой маски, просто окрашены серебряной краской. В этих местах данные элементы кузова выглядят как окрашенный пластик (так оно и есть).
Непонятной кажется и реализация объемного маршрутного указателя на вершине кабины. Электронное табло прямоугольной формы сильно контрастирует с округлой формой самого объемного элемента маршрутного указателя. Странные чувства вызывают и "псевдо-ширмовые двери". Автору совершенно не нравится реализация ливневой металлической линии над дверными проёмами. Смотрится совершенно безвкусно. Но это всё можно и пережить.
Мнение автора. Даже с учётом загвоздки на кривых малого радиуса путей старого трамвайного парка, при явной потребности города в новых вагонах, напрашивается несколько вопросов. Почему бы не сконструировать для потребностей этого трамвайного парка, вместо трехсекционного вагона, пятисекционный вагон, на тех же трёх тележках, при той же самой длине вагона? Секции были бы намного короче, но требуемая маневренность вагона была бы также сохранена.
Неужели городу настолько необходимо производство двухсекционного вагона модели "Довлатов", который будет ещё короче и без того короткого двухсекционного вагона модели "Богатырь" производства ПК ТС? Не проще-ли было произвести по спецзаказу одиночный вагон в требуемом стиле, полностью отвечающий требованиям по маневренности (сейчас там успешно работают одиночные вагоны модели ЛМ-99)? Все эти вопросы остаются открытыми.
Сейчас, в производственных цехах УТМ, находятся ещё 5 вагонов модели "Достоевский".
По словам директора ГЭТ Санкт-Петербурга, вагон выйдет на линию с пассажирами в ноябре 2023 года.
Пожелаем новому вагону удачи на дорогах и долгих лет службы!
Автор Александр Богданов.